В вашем браузере не включен Javascript
Напишите нам
Последнее обновление
вчера, 17:34
Мы в соцсетях
  • ВКонтакте
  • Facebook
  • Twitter
Метки статей
семейные ценности ориентация аборты активность алкоголь аллергия анонс аутизм безопасность беременность биоритмы благотворительность боль вегетарианство велосипед ВИЧ/СПИД возраст воспитание вредные привычки гендер генетика гены демография дети детское питание детство диагностика добро долголетие донорство досуг еда женщина животные зависимость закон здоровое питание здоровый образ жизни здоровье здравоохранение зло зрение зубы интеллект исследование история история успеха кино красота кризис лженаука личная история личная эффективность личность личный опыт лишний вес ложь любовь медицина мифы мозг молодежь мужчины мусор мышление насилие наука новый год нравы образ жизни образование обучение общение общество ожирение ответственность отходы память педофилия пенсионная реформа пенсия питание пищевые привычки поведение подростки позвоночник политика похудение права человека правильное питание праздник продолжительность жизни просвещение простуда психиатрия психика психология рак реклама религия родители роды Рождество саморазвитие секс семья сила сироты смертность смерть совы и жаворонки солидарность спина спорт старение старость стресс счастье телевидение технологии технология традиции усыновление фаст-фуд ценности школа экология экономика эксперимент
 
Обсуждаемые статьи
 
Популярные статьи
Подписка
 
 

Доноры - детям

Фонд помощи хосписам

Волонтеры в помощь детям сиротам. Отказники.ру

Уроки спиртного: Как не упиться и не отравиться

Добавлено:

Новая немецкая педагогика: если запрещать алкоголь бессмысленно, то следует научить подростков пить.

…а на выпускном, в заключительной его части, когда родители уже расселись по столам, расставленным в спортзале, мы впятером поднялись тайком на четвертый этаж и, запершись в нашем классе, открыли первую нашу бутылку шампанского.
Два парня, три девочки — мы хотели отметить начало взрослой жизни. Опыт общения с алкоголем у меня был близок к нулю, и вызывала эта субстанция щекотливый ужас. Я помнил рассказ приятеля-одноклассника, такого же «ботаника», как и я, о том, как он был на свадьбе брата, как напился и как ему стало хорошо. Я расслышал тогда в его словах странный восторг, связанный с чувством освобождения, и не был уверен, хочу ли такой свободы.
Мы разлили шампанское по стаканчикам, начали мямлить что-то духоподъемное — опыта коллективного пития у нас не было (мы были недружным классом), но тут же дверь задребезжала и затряслась. Требовали немедленно открыть — мы так и поступили. Фурией влетела наша классная, выхватила бутылку и закричала о «недопустимости», о «правилах», о том, что «пойдет и скажет», обращаясь почему-то главным образом к той из девочек, которой весь последний школьный год сулила карьеру «шлюхи» (не сбылось: рано вышла замуж, сейчас у руля семейной фирмы). Та, конечно, немедленно завелась, надерзила. Остальные гуськом потянулись прочь, понимая, что спорить тут незачем: директриса категорически запретила спиртное на выпускном. Наблюдательные девочки рассказывали, что наше шампанское учительницы в тот же вечер и приговорили, а одна из одноклассниц предположила, что «училкам» просто не хватило, вот и подловили. Если мне захочется упрекнуть в чем-нибудь советскую школу, то ханжество будет первым пунктом в этом списке.
Как ни унизительна эта сцена, возможна она и в обществах не тоталитарных: в немецкой школе запрет на употребление алкоголя так же строг, как и в школе советской (да и российской тоже, если верить сериалу Валерии Гай Германики). Появившись в школе в пьяном виде или с бутылкой, ученик может схлопотать предупреждение, а после трех предупреждений возможно исключение из школы.
«Нечестно, неискренне, что подростки, конечно, замечают, — описывает ситуацию социальный педагог Симона Шрамм. — В обществе пьют довольно много, в самых разных ситуациях, и подростки должны уметь обращаться с алкоголем». К спиртному она относится как к природной катастрофе: если избежать нельзя, то надо научиться минимизировать риски.
В том, что контакт со спиртным неизбежен, сомнений нет. «Пьянство — часть европейской культуры, — заметил как-то журнал Spiegel. — И не похоже, что ситуация когда-нибудь изменится». По последним данным, 13% немецких подростков от 13 до 17 лет употребляют алкоголь как минимум раз в неделю; 42% выпивают раз в месяц. Ситуация в Германии чуть благополучней, чем, скажем, в Чехии, где 21% подростков принимает спиртное не реже трех раз в месяц. В этом смысле, Россия — чрезвычайно европейская страна. Росстат сообщает, что каждый россиянин, включая детей, выпил в 2010 году 31,5 бутылки водки.
Симона Шрамм предлагает научить с умом обращаться с алкоголем. Ее программа, официально одобренная германскими властями в прошлом году, так и называется: Lieber schlau, als blau («Лучше умным, чем пьяным»).
В Германии подростков научат, как обращаться с алкоголем с умом - портал "ЗдравКом" Главный минус всех превентивных программ для молодежи, по ее мнению, заключается в том, что взрослые диалогу предпочитают монолог. Они читают школьникам нотации о вреде алкоголя, что, может, и способно вызвать у них чувство вины, но не дает им знаний, как обращаться со спиртным: как корректно отказаться, если пить не хочется, что делать, если друг перепил, как избежать неприятностей, связанных с алкоголем.
Симона Шрамм считает, что подросткам стоит выпить под присмотром учителей. Трехдневный факультатив включает два часа подготовительных занятий (участники заполняют анкеты и опросники, получают базовые знания об алкоголе и его влиянии на организм), один час — итоговый, где суммируются полученные знания, а кульминацией, по мысли педагога, должно стать само питье. За два часа занятий школьники пьют трижды с перерывом в полчаса (на выбор: пиво, шампанское или коктейль) и всякий раз выполняют задания на концентрацию внимания — например, отыскивают в ряду цифр четные числа. Естественно, результаты становятся все хуже, и, как заверяет автор программы, этот эксперимент персонифицирует взаимоотношения с алкоголем, вызывая вопросы, на которые тут же можно получить ответ у специалиста.
Идеальный возраст для такого факультатива, по ее мнению, 14-15 лет (примерно в этом возрасте обычно происходит первый контакт с алкоголем). Родители должны обязательно дать письменное согласие на эксперимент, прописав количество алкоголя (допустимый максимум: один литр пива или три бокала шампанского), а после занятий непременно забрать свое чадо.
Программа новаторская, ничего подобного в Европе нет, так что отношение к ней, естественно, настороженное: только один немецкий регион — Бранденбург — согласился включить Lieber schlau als blau в государственную программу по профилактике алкоголизма среди молодежи. Власти прочих земель лишь не возражают, если руководство школы согласится на такой эксперимент.
До сей поры немецкая педагогика допускала на уроках лишь симуляцию опьянения: подросткам предлагают надеть специальные очки, дающие нечеткое изображение, и выполнить какие-то задания. Смех на таких уроках обеспечен, а толку, если верить статистике, пока немного. В Германии за последние 20 лет число несовершеннолетних, оказавшихся из-за алкогольной интоксикации в больнице, удвоилось. Печально известен берлинский «мальчик-текила», выпивший на спор 48 рюмок и впавший в кому (уровень алкоголя в крови в крови 16-летнего юноши на момент госпитализации составил 4,8 промилле).
Наркологи говорят, что отношение к алкоголю среди европейской молодежи сильно изменилось: это уже не столько процесс, легитимный в той или иной степени, сколько эксцесс — превратно понятый праздник. Каждый пятый молодой европеец напивается вдрызг при первой же возможности. Особенно отличаются молодые ирландцы, треть которых считает нормальным выпить за вечер пять порций пива или вина.
«У моего поколения много имен: поколение дураков, поколение беззаботных, поколение интернета, поколение толстых. Все обозначения в той или иной степени верны, но в действительности это поколение алкоголя, — убежден 20-летний немец, необычайно пылко выступивший на страницах газеты Die Zeit. — Для многих людей моего возраста удачные выходные — значит питье до бесчувствия… Если я прихожу на вечеринку, то меня всегда спрашивают: "Ну что? Нажремся?" Если я отказываюсь, то сразу становлюсь мещанином, аутсайдером, который недостаточно крут, чтобы проверить себя на прочность».
Упрек, который высказывает автор необычной программы в адрес немецкой педагогики, в общих чертах похож на то, что я сейчас, двадцать с лишним лет спустя, мог бы высказать своей классной руководительнице: запретами жить не научишь. На моем выпускном, которому был прописан «сухой закон», пьяных хватало: пока отличники неумело пытались праздновать свою взрослость в собственном классе, ушлые троечники (мы почему-то сбивались в стаи по успеваемости) квасили на улице, в ближайшей подворотне.
Но я не берусь утверждать, что мне удалось бы избежать мучительных похмелий, пережитых позже, если бы в школе мне преподали «уроки спиртного». Не знаю и того, пожелал бы я своему чаду такие факультативы: у меня детей нет, вопрос чисто теоретический. А вы, отцы и матери, как считаете? Нужны ли такие уроки?
Источник: «Сноб»
Версия для печати

Метки статьи: алкоголь, дети

Комментарии:

    Читайте также:

    К 2012 году вместо сладкой газировки PepsiCo обещает поставлять в школьные буфеты воду, обезжиренное молоко и соки без добавления сахара. Эта мера охватит школы в более чем 200 странах мира, сообщает Newsru.com со ссылкой на The Wall Street Journal.

    Можно ли научить двухлетнего ребенка кататься на велосипеде? Подход традиционный: можно, но только на трех- или четырехколесном, ведь малышу трудно удерживать равновесие. Подход инновационный: можно, надо лишь изобрести велосипед, развивающий у ребенка чувство равновесия. Именно по такому пути пошел американец Райан МакФарланд, создавший велосипед без педалей.

    «Штормовая погода», «гроза и ливень» - чуть ли не каждые выходные «радуют» нас синоптики. Но непогода не повод сидеть весь день перед телевизором. Чем занять детей дома? Совместные игры разгонят скуку и заставят детей забыть про ненастье.