В вашем браузере не включен Javascript
Напишите нам
Последнее обновление
26.03.2024, 21:16
Мы в соцсетях
  • ВКонтакте
  • Twitter
Метки статей
наркотики долголетие гены алкоголь дети любовь смертность здоровье лишний вес секс мусор вредные привычки зависимость активность здоровый образ жизни здравоохранение медицина спорт питание фаст-фуд депрессия стресс экология психология вегетарианство досуг велосипед похудение профилактика рак общество ожирение старение экономика исследование ВИЧ/СПИД мужчины семья эпидемия память активный образ жизни биоритмы демография рождаемость наука старость праздник донорство отходы аллергия генетика молодежь воспитание эксперимент закон педофилия телевидение безопасность технология еда ориентация права человека счастье реклама зрение простуда возраст гендер родители психика продолжительность жизни культура мышление диагностика лженаука оздоровление ценности образ жизни ответственность технологии здоровое питание традиции образование мифы эмоции политика новый год правильное питание смерть беременность женщина детство совы и жаворонки боль анонс Рождество ЧП инвалидность аборты личность мозг роды усыновление пенсия сироты история добро насилие история успеха благотворительность личная эффективность зло нравы социальная политика кино сила красота психиатрия саморазвитие ложь аутизм подростки детское питание позвоночник спина личный опыт зубы религия школа пенсионная реформа пищевые привычки общение солидарность обучение личная история кризис животные семейные ценности просвещение интеллект поведение женщины коронавирус
 
Обсуждаемые статьи
 
Популярные статьи

Доноры - детям

Фонд помощи хосписам

Волонтеры в помощь детям сиротам. Отказники.ру

Уроки спиртного: Как не упиться и не отравиться

Добавлено:

Новая немецкая педагогика: если запрещать алкоголь бессмысленно, то следует научить подростков пить.

…а на выпускном, в заключительной его части, когда родители уже расселись по столам, расставленным в спортзале, мы впятером поднялись тайком на четвертый этаж и, запершись в нашем классе, открыли первую нашу бутылку шампанского.
Два парня, три девочки — мы хотели отметить начало взрослой жизни. Опыт общения с алкоголем у меня был близок к нулю, и вызывала эта субстанция щекотливый ужас. Я помнил рассказ приятеля-одноклассника, такого же «ботаника», как и я, о том, как он был на свадьбе брата, как напился и как ему стало хорошо. Я расслышал тогда в его словах странный восторг, связанный с чувством освобождения, и не был уверен, хочу ли такой свободы.
Мы разлили шампанское по стаканчикам, начали мямлить что-то духоподъемное — опыта коллективного пития у нас не было (мы были недружным классом), но тут же дверь задребезжала и затряслась. Требовали немедленно открыть — мы так и поступили. Фурией влетела наша классная, выхватила бутылку и закричала о «недопустимости», о «правилах», о том, что «пойдет и скажет», обращаясь почему-то главным образом к той из девочек, которой весь последний школьный год сулила карьеру «шлюхи» (не сбылось: рано вышла замуж, сейчас у руля семейной фирмы). Та, конечно, немедленно завелась, надерзила. Остальные гуськом потянулись прочь, понимая, что спорить тут незачем: директриса категорически запретила спиртное на выпускном. Наблюдательные девочки рассказывали, что наше шампанское учительницы в тот же вечер и приговорили, а одна из одноклассниц предположила, что «училкам» просто не хватило, вот и подловили. Если мне захочется упрекнуть в чем-нибудь советскую школу, то ханжество будет первым пунктом в этом списке.
Как ни унизительна эта сцена, возможна она и в обществах не тоталитарных: в немецкой школе запрет на употребление алкоголя так же строг, как и в школе советской (да и российской тоже, если верить сериалу Валерии Гай Германики). Появившись в школе в пьяном виде или с бутылкой, ученик может схлопотать предупреждение, а после трех предупреждений возможно исключение из школы.
«Нечестно, неискренне, что подростки, конечно, замечают, — описывает ситуацию социальный педагог Симона Шрамм. — В обществе пьют довольно много, в самых разных ситуациях, и подростки должны уметь обращаться с алкоголем». К спиртному она относится как к природной катастрофе: если избежать нельзя, то надо научиться минимизировать риски.
В том, что контакт со спиртным неизбежен, сомнений нет. «Пьянство — часть европейской культуры, — заметил как-то журнал Spiegel. — И не похоже, что ситуация когда-нибудь изменится». По последним данным, 13% немецких подростков от 13 до 17 лет употребляют алкоголь как минимум раз в неделю; 42% выпивают раз в месяц. Ситуация в Германии чуть благополучней, чем, скажем, в Чехии, где 21% подростков принимает спиртное не реже трех раз в месяц. В этом смысле, Россия — чрезвычайно европейская страна. Росстат сообщает, что каждый россиянин, включая детей, выпил в 2010 году 31,5 бутылки водки.
Симона Шрамм предлагает научить с умом обращаться с алкоголем. Ее программа, официально одобренная германскими властями в прошлом году, так и называется: Lieber schlau, als blau («Лучше умным, чем пьяным»).
В Германии подростков научат, как обращаться с алкоголем с умом - портал "ЗдравКом" Главный минус всех превентивных программ для молодежи, по ее мнению, заключается в том, что взрослые диалогу предпочитают монолог. Они читают школьникам нотации о вреде алкоголя, что, может, и способно вызвать у них чувство вины, но не дает им знаний, как обращаться со спиртным: как корректно отказаться, если пить не хочется, что делать, если друг перепил, как избежать неприятностей, связанных с алкоголем.
Симона Шрамм считает, что подросткам стоит выпить под присмотром учителей. Трехдневный факультатив включает два часа подготовительных занятий (участники заполняют анкеты и опросники, получают базовые знания об алкоголе и его влиянии на организм), один час — итоговый, где суммируются полученные знания, а кульминацией, по мысли педагога, должно стать само питье. За два часа занятий школьники пьют трижды с перерывом в полчаса (на выбор: пиво, шампанское или коктейль) и всякий раз выполняют задания на концентрацию внимания — например, отыскивают в ряду цифр четные числа. Естественно, результаты становятся все хуже, и, как заверяет автор программы, этот эксперимент персонифицирует взаимоотношения с алкоголем, вызывая вопросы, на которые тут же можно получить ответ у специалиста.
Идеальный возраст для такого факультатива, по ее мнению, 14-15 лет (примерно в этом возрасте обычно происходит первый контакт с алкоголем). Родители должны обязательно дать письменное согласие на эксперимент, прописав количество алкоголя (допустимый максимум: один литр пива или три бокала шампанского), а после занятий непременно забрать свое чадо.
Программа новаторская, ничего подобного в Европе нет, так что отношение к ней, естественно, настороженное: только один немецкий регион — Бранденбург — согласился включить Lieber schlau als blau в государственную программу по профилактике алкоголизма среди молодежи. Власти прочих земель лишь не возражают, если руководство школы согласится на такой эксперимент.
До сей поры немецкая педагогика допускала на уроках лишь симуляцию опьянения: подросткам предлагают надеть специальные очки, дающие нечеткое изображение, и выполнить какие-то задания. Смех на таких уроках обеспечен, а толку, если верить статистике, пока немного. В Германии за последние 20 лет число несовершеннолетних, оказавшихся из-за алкогольной интоксикации в больнице, удвоилось. Печально известен берлинский «мальчик-текила», выпивший на спор 48 рюмок и впавший в кому (уровень алкоголя в крови в крови 16-летнего юноши на момент госпитализации составил 4,8 промилле).
Наркологи говорят, что отношение к алкоголю среди европейской молодежи сильно изменилось: это уже не столько процесс, легитимный в той или иной степени, сколько эксцесс — превратно понятый праздник. Каждый пятый молодой европеец напивается вдрызг при первой же возможности. Особенно отличаются молодые ирландцы, треть которых считает нормальным выпить за вечер пять порций пива или вина.
«У моего поколения много имен: поколение дураков, поколение беззаботных, поколение интернета, поколение толстых. Все обозначения в той или иной степени верны, но в действительности это поколение алкоголя, — убежден 20-летний немец, необычайно пылко выступивший на страницах газеты Die Zeit. — Для многих людей моего возраста удачные выходные — значит питье до бесчувствия… Если я прихожу на вечеринку, то меня всегда спрашивают: "Ну что? Нажремся?" Если я отказываюсь, то сразу становлюсь мещанином, аутсайдером, который недостаточно крут, чтобы проверить себя на прочность».
Упрек, который высказывает автор необычной программы в адрес немецкой педагогики, в общих чертах похож на то, что я сейчас, двадцать с лишним лет спустя, мог бы высказать своей классной руководительнице: запретами жить не научишь. На моем выпускном, которому был прописан «сухой закон», пьяных хватало: пока отличники неумело пытались праздновать свою взрослость в собственном классе, ушлые троечники (мы почему-то сбивались в стаи по успеваемости) квасили на улице, в ближайшей подворотне.
Но я не берусь утверждать, что мне удалось бы избежать мучительных похмелий, пережитых позже, если бы в школе мне преподали «уроки спиртного». Не знаю и того, пожелал бы я своему чаду такие факультативы: у меня детей нет, вопрос чисто теоретический. А вы, отцы и матери, как считаете? Нужны ли такие уроки?
Источник: «Сноб»
Версия для печати

Метки статьи: алкоголь, дети

Комментарии:

Читайте также:

В правительстве обсуждают очередную антиалкогольную меру - хотят запретить продажу водки в ночное время. Чиновников не смущает, что запретительные меры, которые у нас принимали с 1917 года, почти никогда не работали.

Говорят, следовать моде смешно, а не следовать глупо. Но когда речь заходит о моде на алкоголь и наркотики, становится не до смеха. Как ни назови пристрастие к алкоголю и тем более наркотикам – модой, вредной привычкой, зависимостью – ясно одно: прежде чем следовать таким «модным трендам», надо вспомнить о своем здоровье и десять раз подумать – а оно того стоит?

Каждый из нас хочет быть свободным. Но отстаивая «глобальные» свободы, мы не замечаем, как попадаем в зависимость от собственных слабостей и вредных привычек, которые постепенно разрушают не только здоровье, но и нашу личность, нашу жизнь. Свобода и зависимость – как гений и злодейство – «вещи несовместные».