В вашем браузере не включен Javascript
Напишите нам
Мы в соцсетях
  • ВКонтакте
  • Facebook
  • Twitter
Метки статей
лобби Олимпиада социальная политика активность алкоголизм алкоголь анонс антисанитария бактерии безопасность благотворительность боль бросить курить велосипед ВИЧ/СПИД вода водка воздух воспитание вредные привычки выставка гигиена демография дети добро досуг еда жара зависимость загар закон здоровье здравоохранение зло игромания импорт инвалидность инфекция исследование история история успеха качество качество питания кино климат консерванты косметика кризис культура курение лекарства личность медицина миграция Минздрав мифы молодость мужчины мусор мышление напитки наркомания наркотик наркотики насилие наука нравы образ жизни образование общество общество потребления окружающая среда опрос органик ответственность отравление отходы память пенсия питание пластик погода подростки политика потребление права потребителей права человека профилактика психиатрия психика психология пьянство работа радиация рак рейтинг реклама религия секс сельское хозяйство сироты скандал смертность смерть спорт среда старение старость статистика счастье технологии традиции форум ценности чистота ЧП эко экология экономика эпидемия
 
Обсуждаемые статьи
 
Популярные статьи
Подписка
 
 

Доноры - детям

Фонд помощи хосписам

Волонтеры в помощь детям сиротам. Отказники.ру

Культ личности как национальная идея: о роли человека в истории

Добавлено:
61 год назад в СССР обнародовали постановление президиума ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий». По сути это был вариант доклада Никиты Хрущева на XX съезде, осудивший культ личности Сталина и массовые репрессии. Это повод задуматься о роли личности в истории, считает журналист Станислав Кучер.  
Когда я слышу, что самым популярным историческим персонажем в сознании россиян остается Иосиф Сталин, я не удивляюсь и не испытываю сильных эмоциональных переживаний. В известном смысле все происходящее сейчас вокруг мифа о «великом руководителе» вселяет в меня оптимизм. И вот почему.
В несвободном обществе, как известно, правда – это то, что в данный момент считается правдой. Народ в большинстве своем принимает спущенные сверху версии исторических событий и оценки вождей. Сколько бы советских людей ни плакали, когда Левитан объявил о смерти «отца народов», через несколько лет эти же люди спокойно пережили, как за одну ночь имя вождя исчезло с фасада мавзолея, как Сталинград превратился в Волгоград, как демонтировались памятники, переписывались учебники истории. Единственные митинги против решений ХХ съезда прошли в 1956 году в Тбилиси и были разогнаны силами той же Советской армии, командиры которой еще недавно шли на смерть «за Родину, за Сталина».
Про конец 80-х вообще молчу: в это время преступником Сталина полагали не только начитанные интеллигенты, но и предпочитающие телевизор пролетарии, поскольку по телевизору популярные ведущие цитировали те же перестроечные публикации. Символично, что сталинисты впервые стали ходить по улицам с портретами своего кумира именно в атмосфере свобод и реформ. При всех вызовах жизни в 90-е, вплоть до середины нулевых они воспринимались большинством россиян как невостребованные фрики и маргиналы.
То, что сегодня многие из них в тренде, в «ящике» и даже при власти – явление, конечно, мягко говоря, неприятное, но, как в том анекдоте про публичный дом, не «ужас-ужас!». Придет другой лидер, или в какой-то момент изменится настроение у нынешнего – и Сталин снова превратится в общественном сознании из «эффективного менеджера» в преступника и маньяка. И так будет всегда и со всеми – с Лениными, Сталиными, Брежневыми, Ельциными, Путиными, Навальными – до тех пор, пока общество не повзрослеет и не научится жить без «папы».
Главное, что страна, стремящаяся стать сильной и самодостаточной, может противопоставить культу личности вождя – это культ личности гражданина, каждого отдельно взятого человека. И это не философский треп, а очень конкретная и непростая задача. Есть три образа жизни – поддержание себя (чем обычно занято большинство), увековечивание себя (удел креативных эгоцентристов) и превосхождение себя. Последний – самый сложный, но и самый благодарный вызов.
Именно это – становиться умнее, добрее, честнее, сильнее, то есть во всех смыслах лучше – я и имею в виду, когда говорю о культе личности гражданина. Человек, ставший в этом смысле личностью, уважает себя и уважает личность в других. Такому не нужен ни вождь, ни спущенная сверху «правда», ни мифическое «величие», ни враг, в борьбе с которым он обретет смысл жизни. «Бей своих, чтобы чужие боялись», «Лес рубят – щепки летят», «Цель оправдывает средства», «Много народа положил, но зато страну от сохи до атомной бомбы» — вся эта риторика может звучать логичной только в инфантильном сознании хомо сапиенс, который на самом деле не уважает и не любит в первую очередь самого себя. Писатель Евгений Водолазкин в своей книге «Авиатор» написал: «Великие события растут в каждой отдельной личности. В особенности – великие потрясения. Все очень просто. В каждом человеке есть дерьмо. Когда твое дерьмо входит в резонанс с дерьмом других, начинаются революции, войны, фашизм, коммунизм…»
Хорошая новость в том, что — несмотря и вопреки — людей, которые пробуждают в себе личность и заставляют власть считаться с собой, в России становится все больше. Надеяться на то, что повезет с властью, бессмысленно. Не стоит ждать, когда случится новый XX съезд и вам предложат новую картину мира. Сейчас другое время – если вас не устраивает пейзаж, возможностей рисовать новый самому точно больше, чем было у тех, кто 61 год назад читал доклад Хрущева.
Версия для печати

Метки статьи: общество, история, личность, ценности

Комментарии:

    Читайте также:

    Российская система среднего образования уничтожает способность креативно мыслить и работать в команде. Такой вывод содержит доклад Всемирного банка. Третьеклассники из России демонстрируют лучшие результаты в мире, но в момент выпуска их результаты намного хуже, чем у ровесников из развитых стран, сообщает ИА «Финмаркет»