В вашем браузере не включен Javascript
Напишите нам
Последнее обновление
сегодня, 05:34
Мы в соцсетях
  • ВКонтакте
  • Facebook
  • Twitter
Метки статей
лобби Олимпиада социальная политика активность алкоголизм алкоголь анонс антисанитария бактерии безопасность благотворительность боль бросить курить велосипед ВИЧ/СПИД вода водка воздух воспитание вредные привычки выставка гигиена демография дети добро досуг еда жара зависимость загар закон здоровье здравоохранение зло игромания импорт инвалидность инфекция исследование история история успеха качество качество питания кино климат консерванты косметика кризис культура курение лекарства личность медицина миграция Минздрав мифы молодость мужчины мусор мышление напитки наркомания наркотик наркотики насилие наука нравы образ жизни образование общество общество потребления окружающая среда опрос органик ответственность отравление отходы память пенсия питание пластик погода подростки политика потребление права потребителей права человека профилактика психиатрия психика психология пьянство работа радиация рак рейтинг реклама религия секс сельское хозяйство сироты скандал смертность смерть спорт среда старение старость статистика счастье технологии традиции форум ценности чистота ЧП эко экология экономика эпидемия
 
Обсуждаемые статьи
 
Популярные статьи
Подписка
 
 

Доноры - детям

Фонд помощи хосписам

Волонтеры в помощь детям сиротам. Отказники.ру

Вещизм: система, которая выедает нас изнутри

Добавлено:
Тяга покупать все новые вещи связана с депрессией, тревогой и крахом отношений. Она разрушительна как для общества, так и для самого человека.
Текст: Джордж Монбио 
Само собой разумеется, что все это пошло, нагло и безвкусно. Однако в фотографиях с сайта Rich Kids of Instagram («Богатые дети в Instagram») есть нечто большее, чем просто отвращение к грубой демонстрации роскоши. На этих фотографиях юноши с четырьмя часами Rolex на руках в компании другого юноши, позирующего перед своим вертолетом, на этих бесчисленных машинах, яхтах, туфлях, особняках, бассейнах и испорченных белых мальчишках, кривляющихся в частных самолетах, изображая гангста-рэперов из черных гетто, лежит тень чего-то худшего. После просмотра нескольких десятков подобных картинок возникает непонятное, но тревожное чувство.
Разумеется, такие фотографии, по идее, должны возбуждать зависть. Однако вместо этого от них несет отчаянием. Юноши и девушки теряются на фоне собственной дизайнерской одежды. Вещи затмевают и обезличивают людей настолько, что владелец как будто бы сам превращается в имущество. Голова лежащей на кровати девушки едва виднеется из-под завала пакетов Chanel, Dior и Hermes. Подписи гласят «шоппинг-шоппинг» и «#золотаялихорадка», однако вместо картины изобилия перед нами наглядный образ пустоты. Эта сцена буквально пропитана отчаянием и одиночеством: компанию молодой женщине составляют только пакеты из магазинов и ее собственное отражение в зеркале.
Возможно, я проецирую свои предубеждения. Однако мои ощущения подтверждают огромное количество психологических исследований. Психологи утверждают, что «вещизм» — свойство, которое встречается и у бедных, и у богатых и которое исследователи определяют, как «систему ценностей, основанную на пристрастии к вещам и к создаваемому ими социальному образу», разрушителен как для общества, так и для отдельного человека. Тех, кто ему поддался, вещизм лишает  радости жизни и душевного спокойствия и несет тревогу, депрессию и крах отношений.
Корреляция между вещизмом и несчастьем, неспособностью к сопереживанию и взаимодействию с людьми была замечена давно. Однако исследования, проводившиеся в последние годы, устанавливают причинно-следственную связь. Оказывается, рост вещизма снижает человеческое благополучие (качество отношений, автономность, осмысленность жизни и т. д ) – это продемонстрировала серия экспериментов, результаты которых в июле опубликовал журнал Motivation and Emotion. Когда вещизма становится меньше, люди, напротив, становятся благополучнее.
У кого больше "ролексов" - сравнение ведет к депрессии - портал "Здравком"В ходе одного из исследований ученые работали с группой 18-летних. Затем — через 12 лет — они снова проверили ту же группу. Исследуемых просили оценить важность различных целей — работы, денег и статуса с одной стороны, и принятия, общности интересов и причастности к сообществу, с другой. После этого им давали стандартный диагностический тест, выявляющий проблемы с душевным здоровьем. И в 18 лет, и в 30 лет, люди, более склонные к вещизму, были больше склонны и к психическим расстройствам. Но те из них, в ком за это время вещизма стало меньше, стали счастливее.
В другом случае психологи изучали то, как исландцы переносили экономический коллапс, произошедший в их стране. Одни пытались найти опору в вещизме, а другие стали меньше интересоваться деньгами и больше обращать внимания на семью и общественную жизнь. Вторая группа продемонстрировала более высокий уровень благополучия, чем первая.
Эти исследования — при всей своей показательности — устанавливают только корреляцию. Однако затем исследователи пропустили группу подростков через церковную программу, направленную на то, чтобы переключить детей с трат на помощь и сбережение. Самооценка участвовавших в программе детей, которые до этого проявляли вещизм, заметно возросла, тогда как у их собратьев из контрольной группы — нет. У тех, кто не страдал от вещизма до программы, самооценка не изменилась.
В другой статье, вышедшей в Psychological Science, сообщается о контролируемом эксперименте, в ходе которого на людей постоянно воздействовали образами предметов роскоши, текстами, адресованными не гражданину, а потребителю, и словами, ассоциирующимися с вещизмом (такими, как «покупать», «статус», «престижный» и «дорогой»). Подопытные демонстрировали незамедлительный, но временный рост материальных устремлений, тревожности и депрессии. Они также становились более склонными к конкуренции и эгоистичными, у них снизились чувство социальной ответственности и склонность участвовать в трудоемкой социальной деятельности. Исследователи подчеркивают, что, так как реклама постоянно бомбардирует нас подобными образами, а наши СМИ постоянно представляют нас именно потребителями, эти временные эффекты могут возникать на более или менее постоянной основе.
Наконец, авторы третьей работы, опубликованной, как это ни парадоксально, в Journal of Consumer Research (Журнал исследования потребителей), наблюдали в течение шести лет 2 500 человек. Исследование выявило двухстороннюю взаимосвязь между вещизмом и одиночеством: вещизм взращивает в людях социальную изоляцию, которая, в свою очередь, развивает вещизм. Люди, отдалившиеся от окружающих, привязываются к вещам, и эта привязанность в дальнейшем вытесняет социальные отношения.
Поиски счастья через благополучие ни к чему не приводит - о вещизме на портале "Здравком"Оба варианта вещизма, приводящие к этому эффекту — использование вещей как мерила успеха и поиск счастья через приобретение — можно увидеть в Rich Kids of Instagram. Только прочтя эту статью, я понял, что в этих фотографиях так выбивало меня из колеи: они выглядят как чуть ли не сознательное нанесение себе социальных увечий.
Вероятно, это отчасти объясняет, почему основанная на безостановочном росте экономическая модель продолжает преуспевать, пусть и оставляя за собой хвост из неоплатных долгов, душевных болезней и разрушенных отношений. Социальная атомизация — это, возможно, лучшая стратегия продаж в истории, а бесконечный маркетинг выглядит почти идеальным методом атомизации.
Вещизм заставляет нас все время сравнивать то, что имеем мы, и то, что имеют окружающие. Вредоносный сайт о «богатых детях» издевательски иллюстрирует и грубо подстегивает эту гонку. Конца ей нет и быть не может. Если у тебя четыре «ролекса», а у кого-то — пять, тебе не хватает одного, чтобы чувствовать себя удовлетворенным. Материальное выражение самооценки снижает самооценку.
Я хочу подчеркнуть, что говорю не о различиях между богатыми и бедными: бедные могут поддаваться вещизму не хуже, чем богатые. Речь идет об общей социальной тенденции, порожденной государственной политикой, действиями корпораций, коллапсом сообществ и общественной жизни и нашей покорностью системе, которая выедает нас изнутри.
Мы делаем ужасную ошибку, позволяя себе верить, что чем больше у нас будет денег и вещей, тем благополучнее будет наша жизнь. В это верят не только несчастные запутавшиеся дети с фотографий, но и почти каждый министр почти каждого правительства. Суетные амбиции, страсть к материальному, безостановочный рост - вот формула массового несчастья.
Источник: The Guardian, перевод на сайте InoSMI
Фото: www.ecouterre.com 
Версия для печати

Метки статьи: потребление, ценности

Комментарии:

    Читайте также:

    Трудно представить, где бы могли пересечься пути известного кинорежиссера, матери-героини из Киева, ночами пишущей стихи, и активистов борьбы за трезвость, не будь премии «На благо мира». Её жюри из миллионов юзеров оценивает творчество лишь по одному критерию, меняет ли оно мир к лучшему? О премии и первых победителях рассказывает президент Благотворительного фонда «На благо мира» Александр Усанин. 

    Треть россиян называют утрату нравственных ценностей одной из главных угроз для будущего страны. Но экономического кризиса мы боимся все же больше, сообщает ВЦИОМ.

    Самая большая беда отечественной медицины — и советской, и постсоветской — состоит не в недофинансированности, не в плохой технической оснащённости и даже не в скверной подготовке кадров всех уровней.  Главная беда — в принятом подходе к лечению, считает выпускник мединститута, а ныне Интернет-деятель Антон Носик.