В вашем браузере не включен Javascript
Напишите нам
Последнее обновление
сегодня, 16:53
Мы в соцсетях
  • ВКонтакте
  • Facebook
  • Twitter
Метки статей
семейные ценности ориентация аборты активность алкоголь аллергия анонс аутизм безопасность беременность биоритмы благотворительность боль вегетарианство велосипед ВИЧ/СПИД возраст воспитание вредные привычки гендер генетика гены демография дети детское питание детство диагностика добро долголетие донорство досуг еда женщина животные зависимость закон здоровое питание здоровый образ жизни здоровье здравоохранение зло зрение зубы интеллект исследование история история успеха кино красота кризис лженаука личная история личная эффективность личность личный опыт лишний вес ложь любовь медицина мифы мозг молодежь мужчины мусор мышление насилие наука новый год нравы образ жизни образование обучение общение общество ожирение ответственность отходы память педофилия пенсионная реформа пенсия питание пищевые привычки поведение подростки позвоночник политика похудение права человека правильное питание праздник продолжительность жизни просвещение простуда психиатрия психика психология рак реклама религия родители роды Рождество саморазвитие секс семья сила сироты смертность смерть совы и жаворонки солидарность спина спорт старение старость стресс счастье телевидение технологии технология традиции усыновление фаст-фуд ценности школа экология экономика эксперимент
 
Обсуждаемые статьи
 
Популярные статьи
Подписка
 
 

Доноры - детям

Фонд помощи хосписам

Волонтеры в помощь детям сиротам. Отказники.ру

«Мама, ты умрешь»? Как найти ответы на детские вопросы

Добавлено:

Ставят ли ангелов в угол, куда умирают бабушки и как найти правильные ответы на простые вопросы?

Вы знаете, что случается с людьми, когда они умирают?
Я вам скажу: их кладут в гроб, гроб зарывают в землю, там они лежат, и им снится сон, что они прожили еще одну полную жизнь и опять умерли, и их опять (уже в том сне) похоронили, и в том сне во сне они увидели и как будто прожили еще одну жизнь…
А как узнать, что твоя нынешняя жизнь настоящая, а не сон во гробе?
Да никак! Но ведь разницы-то никакой нету!
А знаете ли вы, почему йод щиплет, когда им царапину на руке мажут?
Я вам и это скажу: йод щиплет потому, что он убивает микробов, которые вокруг царапины собрались. Микробы — это такие маленькие зверюшки, и когда они погибают от йода, они все разом своими маленькими зубками с последней злостью вцепляются в руку. Оттого и больно.
А теперь вы спросите: а откуда же я-то все это знаю?
Тут все дело в том, что когда-то давно я собиралась писать диссертацию по психологии. Сдала какие-то экзамены (научного коммунизма, кажется, уже не было, его я в свои биологические времена сдавала), собрала материал… Но так все и не закончила: сделалось вдруг жутко лень тратить пару лет жизни и оформлять что-то «во имя грызущей критики мышей». Впоследствии вместо диссера написала пару книг по психологии для родителей и тем закрыла гештальт — надеюсь, что они-то как раз кому-нибудь и пригодились.
Между тем тема моего несостоявшегося диссера была довольно интересной и где-то даже спорной прямо по сути (во всяком случае, некоторое ворчание ученой психологической братии на ее утверждении было отчетливо слышно). Я собиралась изучать формирование первого мировоззрения у детей. Причем не у каких-нибудь там подростков, а у детей четырех-пяти лет.
Однако, согласно некоторым взглядам, у детей вообще нет мировоззрения. Якобы оно полностью формируется только тогда, когда человек становится взрослым (сразу хочется спросить: а когда это? У взрослых у всех оно есть?). Мне видится тут некая несостыковка. Мировоззрение необходимо, чтобы объяснить мир, составить себе некое представление о том, как он устроен, определить в нем свое место. А что же, детям все это не нужно?
На мой взгляд, нужно, и еще как! Ведь ребенку с его стремительно развивающимся мозгом, пробуждающейся фантазией и обрушивающейся на него каждый день лавиной новой информации, как воздух, нужна какая-то система, чтобы справиться со всем этим.
Где бывает днем та страна, в которой мы оказываемся, когда засыпаем? Когда я сплю и вижу во сне свою собаку, где она на самом деле — в моем сне или на коврике? Остается ли мое изображение в зеркале, когда я ухожу из комнаты? Что оно там делает, пока меня нет? Оживают ли игрушки, когда мы на них не смотрим? Я вот много раз оставляла куклу и медведя вечером на одном месте, а утром они оказывались немного на другом, а ведь их никто не трогал… Правда ли, что все люди умрут? И моя мама тоже умрет? И я умру? А где я тогда буду? И куда умерла бабушка? Туда же, куда наша кошка Муся, или в какое-то другое место? Но ведь Муся и бабушка будут там скучать друг без друга… Дедушка, а ты помнишь, как человек от обезьяны произошел? А если ребенок умирает, так ангелов потом, наверное, в угол ставят? Почему бабушка умерла, а ее запах остался? Чтобы я нюхал и по ней не плакал? Зачем люди старятся? Чтобы умирать не обидно было? Почему люди не ложатся в зимнюю спячку, как медведи? Чтобы Новый год не пропустить?
Все эти вопросы и «объяснялки» в начале поста — из материалов, собранных мною. Их авторам от четырех до пяти с половиной лет. Именно в этом возрасте начинается первое «экзистенциальное» вопрошание мира и происходит формирование первой объясняющей мир картины. Причем надо учесть, что у ребенка этих лет еще почти ничего нет: нет книг, нет религии, нет учителя. Только родители и внезапно разверзшаяся прямо под ногами экзистенциальная бездна.
— Мама, а ты умрешь?!
Именно этот вопрос, как правило, маркирует начавшийся первый мировоззренческий кризис. Ужас грядущей и неизбежной смерти матери в глазах ребенка нельзя сравнить вообще ни с чем. И переживание это столь сильно, что ребенок, вообще-то в данном возрасте склонный самостоятельно реализовывать исследовательскую программу (если, конечно, ему дают это делать), как правило, выходит с этим вопросом к взрослым членам семьи. Далеко не все люди помнят этот кризисный период своей жизни (по моим наблюдениям, приблизительно каждый восьмой-десятый). Но если живы родители, можно спросить у них: они-то, скорее всего, не забыли.
Об этом кризисе не говорят, к нему (в отличие, допустим, от подросткового) никто и нигде родителей (молодых родителей — это надо отметить!) не готовит. А ответственность  здесь поистине колоссальная (кризис-то ранний, потом, если что не так, все в подсознание уходит), и вся — на них.
— А если бы меня в том магазине, где детей дают, долго никто не брал, меня бы на помойку выбросили, как у нас во дворе кошек и собаку Шарика?
Мать молчит в растерянности.
Старший брат (7,5 лет):
— Нет, зачем на помойку? Ты бы со скидкой пошел.
Долго думает, потом говорит:
— Все равно, мама, давай на ту помойку сходим, вдруг нас там кто-то ждет?
В чем тут подвох? Первый вариант: родители часто не замечают мировоззренческого кризиса у ребенка или принимают его за что-то другое. Приходят к психологу, невропатологу или даже педиатру с частными жалобами: «он что-то стал плохо спать, просыпается, кричит», «диатез обострился», «страхи у нас, и все больше и больше», «не отпускает меня от себя, плачет, даже в туалете не могу закрыться» — и получают такие же частные рекомендации: «попейте корень пиона», «обследуйтесь у иммунолога», «нарисуйте страхи», «обозначьте границы, не то он вам на голову сядет».
Второй вариант: родители видят и понимают, что запрашивает у них ребенок, но не знают, что ему отвечать (не могут обозначить свое собственное мировоззрение), и пытаются отшутиться, отвертеться, «спустить на тормозах» проблемы ребенка.
— Мама, а на небе дети родятся?
Мать молчит, думает.
Отец:
— У христиан нет, сынок, а у мусульман, наверное, да, у них там гурии…
Ребенок растерянно:
— А мы?
Отец:
— А мы все травкой прорастем…
****** 
Что можно сделать, чтобы помочь ребенку пройти данный кризис максимально успешно?
- Как-то обозначить свое собственное мировоззрение, не дожидаясь, когда вашему ребенку исполнится четыре года.
- Быть внимательным, не пропустить момент.
- Формулировать все очень кратко, без подробностей.
- Быть честным (если вы сами считаете, что все травкой прорастем, не надо ребенку про небеса вкручивать, и наоборот).
****** 
Какие бывают осложнения (в результате кризис не пройден или пройден «криво»):
- Ребенок замкнут и недоверчив, на родителей с вопросом не вышел. Пережил все в себе, остался в экзистенциальном одиночестве, с причудами, страхами и непонятками.
- Ребенок с воображением, родители переборщили с подробностями, вызвали лавину страхов и буйных фантазий. «Остапа понесло».
- Ребенок педагогически запущен или слегка отстает в развитии, исследовательская  программа работает слабо (часто не только в неблагополучных, но и в очень благополучных семьях, где ребенка все время развлекают, не дают ему остаться самому с собой)  — вопрос смазан, не встал,  картина мира не сформировалась.
Что, возможно, будет из этих осложнений в дальнейшем?
В первом случае возможно формирование философски ориентированного недоверчивого интроверта, который будет много, долго и глубоко обдумывать все, что ему подвернется. Иногда в быту маскируются под веселых экстравертов (компенсация).
Во втором случае, если есть творческие способности, возможно их гиперразвитие: актеры, поэты, аферисты. Группа социального риска по всем зависимостям.
Третий случай, на мой взгляд, самый тяжелый. Человек живет с постоянным ощущением, что все его взгляды, принципы, обобщения и т. д. выстроены на песке. Внушаем. Легко меняет взгляды. Легко «прислоняется» к любым религиям или идейным движениям, но ни в одном из них не находит полного удовлетворения. Неустойчивая  самооценка, малая инициативность. Попадая в толпу, заряжаясь от нее, становится агрессивным.
Что делать, если речь идет не о четырех-пятилетнем ребенке, а о взрослом человеке? Поскольку кризис ранний, то самому вытащить его на поверхность очень сложно, надо обращаться к специалисту. Если специалист «зацепит» проблему, то решить ее можно: последовательно пройти все экзистенциальные кризисы до нынешнего возраста и сформировать-таки картину мира.
Но куда лучше и проще профилактика! Поэтому, родители, пожалуйста, будьте внимательны!
Источник: «Сноб»
Версия для печати

Метки статьи: дети, психология

Комментарии:

    Читайте также:

    К 2012 году вместо сладкой газировки PepsiCo обещает поставлять в школьные буфеты воду, обезжиренное молоко и соки без добавления сахара. Эта мера охватит школы в более чем 200 странах мира, сообщает Newsru.com со ссылкой на The Wall Street Journal.

    Можно ли научить двухлетнего ребенка кататься на велосипеде? Подход традиционный: можно, но только на трех- или четырехколесном, ведь малышу трудно удерживать равновесие. Подход инновационный: можно, надо лишь изобрести велосипед, развивающий у ребенка чувство равновесия. Именно по такому пути пошел американец Райан МакФарланд, создавший велосипед без педалей.

    «Штормовая погода», «гроза и ливень» - чуть ли не каждые выходные «радуют» нас синоптики. Но непогода не повод сидеть весь день перед телевизором. Чем занять детей дома? Совместные игры разгонят скуку и заставят детей забыть про ненастье.