В вашем браузере не включен Javascript
Напишите нам
Последнее обновление
вчера, 07:42
Мы в соцсетях
  • ВКонтакте
  • Facebook
  • Twitter
Метки статей
психосоматика Олимпиада активность активный образ жизни анонс анорексия аэробика бег благотворительность боль велосипед витамины возраст генетика гены гибкость голодание грипп движение дети диета диетология долголетие донорство досуг еда жара женщина жир зависимость загар звезды здоровое питание здоровый образ жизни здоровье здравоохранение зубы инсульт инфаркт исследование история успеха йога калории калорийность климат кожа косметика косметология красота культура лишний вес марафон медицина Минздрав мифы мозг молодежь молодость мотивация мужчины мышление нагрузка наука неврология нравы образ жизни обувь обучение общество ожирение ответственность память пенсия переедание печень питание пищевые привычки погода полезная еда политика похудение похудеть права потребителей праздник продолжительность жизни простуда профилактика психика психология работа рак реклама сердце сила синдром дауна скандал смертность сон спина спорт старение старость статистика стопа стресс счастье танцы творчество телосложение технологии травмы традиции тренажер тренировки туризм упражения физкультура фитнес форум ходьба ценности школа шоколад экология
 
Обсуждаемые статьи
 
Популярные статьи
Подписка
 
 

Доноры - детям

Фонд помощи хосписам

Волонтеры в помощь детям сиротам. Отказники.ру

Пища для ума: Как тренировать память в зрелом возрасте

Добавлено:
Возраст для памяти – не приговор, подтвердили на днях австралийские ученые. Остроту мышления  можно сохранять и в 90 лет, если регулярно получать «пищу для ума» - новые знания, умения и навыки, заставляющие мозг работать и развиваться.
текст: Алевтина Иванова
Учиться никогда не поздно, но делать это в зрелом возрасте просто обязательно, убедились ученые из Университета Ньюкастла (Австралия). Чтобы  выяснить, можно ли в пожилом возрасте не только сохранить остроту памяти, но и развить мышление, они провели эксперимент с участием 30 добровольцев в возрасте от 50 до 90 лет. Все эти люди вели преимущественно сидячий образ жизни, и им были чужды такие увлечения, как рисование и разгадывание кроссвордов с головоломками.  
Сначала всех подопытных протестировали на память, скорость мышления и сообразительность, а затем поделили на три группы. Одним предстояло в течение восьми недель полчаса в день ходить быстрым шагом, другим - складывать паззлы и решать головоломки, а третьим – рисовать обнаженного натурщика, сообщает Би-би-си
После завершения эксперимента всех участников снова протестировали. Результаты их оказались заметно выше, чем были «на входе». Самые же высокие показатели продемонстрировали начинающие художники. К слову, некоторые из них так полюбили рисовать, что приобрели необходимые принадлежности и продолжили занятия рисованием.
Значит ли это, что рисование тренирует память наиболее эффективно? По мнению ученых, освоение рисунка с натуры явилось для «художников» новой задачей, раньше ни у кого из них такого опыта не было. Собственно, новизна и стала ключевым пунктом, определившим их достижения. Когда люди чему-то учатся, приобретают новые умения, у них в мозгу возникают новые нейронные связи. 
Эти связи отвечают за получение, обработку и хранение информации, но с годами или по причине недостаточного использования они слабеют. Как следствие, люди становятся рассеянными и забывчивыми, им сложнее запоминать свежую информацию. Поэтому обучение новому, то есть получение и обработка новой информации, оказывается более эффективным для сохранения памяти и функций мозга, чем тренировка уже существующих навыков. 
Новые знания для старого мозга 
Ученые давно обратили внимание, что у некоторых людей даже в весьма пожилом возрасте голова работает как часы. Изучая возрастные изменения мозга, они получили результаты, весьма обнадеживающие людей среднего возраста и старше. Оказывается, мозг продолжает развиваться и после сорока лет, хотя как раз в этом возрасте люди начинают жаловаться на память. Одновременно исследователи опровергли  и ряд заблуждений, существующих на этот счет. Например, что после сорока лет 40% клеток мозга умирает. На самом деле содержимое нашей головы не пропадает бесследно, а «резервируется» в нервных клетках.
Это наглядно проявляется в ситуации, которая не понаслышке знакома многим: хочешь что-то сказать, но слово – название или имя -  вылетело из головы, на языке вертится, а вспомнить не можешь. Исследовав это явление, американский психолог доктор Дебора Барк пришла к выводу, что причина кроется в ослаблении нейронных связей, и поэтому с годами нам все сложнее припоминать и тем более  запоминать что-то новое. Однако когда люди слышат похожее сочетание звуков, то сразу вспоминают забытое слово. Условно говоря, слова «овес» будет достаточно, чтобы в памяти всплыла фамилия Овсов. Подобные ассоциации возникают в нашей голове автоматически, и мы даже не обращаем на них внимание.
Есть и другие позитивные новости для тех «кому за 40». Взрослый мозг приобретает способность проникать в суть проблемы, ухватывать главную идею и быстро усваивать главный принцип. Если поддерживать его в хорошей форме, то он довольно быстро достраивает связи между частями любой жизненной головоломки. Это помогает его владельцу лучше  и быстрее молодых понять суть происходящего и быстрее на него реагировать.
Весь вопрос в том, чтобы найти способ поддерживать нейронные связи в мозгу, укреплять их и увеличивать количество.
Мозг человека пластичен и с годами приобретает все большую сложность и способность к более глубокому осмыслению проблемы. По мнению экспертов, в зрелом возрасте люди, возможно, уже не столь быстры в изучении чего-то нового, зато усваивают его на более высоком уровне.
Существует эффективный способ заставить работать нейронные связи взрослого мозга, говорят специалисты. Нужно предположить, что всё, что они учили в молодости – неверно. С мозгом, уже полным хорошо работающих связей, взрослым ученикам достаточно «немного встряхнуть синапсы (область контакта нервных клеток между собой - прим. Ред.)», то есть столкнуть между собой новые представления и те, что уже есть в вашей голове рассказала доктор Кетлин Тэйлор из калифорнийского Колледжа Св. Марии в одном интервью, размещенном на сайте учебного заведения. Между прочим, самой ученой даме, известному специалисту в области эффективного обучения взрослых, уже под 70.
Развитие мышление и памяти в зрелом возрасти требует получения новых знаний - "Здравком"
При обучении взрослых основной задачей должно стать вовсе не изучение новых фактов. Дальнейшее развитие мозга требует от них совершенно другого, а именно «возвыситься над людьми и идеями», уточняет доктор Тэйлор. К примеру, на уроке истории можно изучить различные точки зрения, и на основе этого проанализировать  свое отношение к прочитанному – каким образом то, что мы узнали, изменило наш взгляд на мир?
 «Информация – это важно», - уверена доктор Тэйлор. «Нам нужно знать предмет. Но нам также нужно уметь выходить за пределы своего знания и менять своё ощущение мира. Если все время мы будем бродить вокруг известных фактов, перечитывать любимые книги, то наш мозг прекратит развиваться».
Подобная гибкость – это как раз то, что, по мнению ученых, лучше всего держит мозг в тонусе: нужно выйти за пределы зоны комфорта, чтобы мозг мог работать «на оборотах»  и получать подпитку для своего развития. И здесь всё сгодится – от изучения языка до прокладки нового маршрута на работу.
«Будучи взрослыми, мы имеем в голове как бы проторенную дорожку мыслей, - говорит доктор Тэйлор. - Нужно сломать скорлупу яйца и выбраться наружу. Если  таким образом мы что-нибудь выучим, то потом будем понимать это немного глубже. И это поможет нашему мозгу развиваться».
фото: www.huffingtonpost.com; www.radioaustralia.net.au 
Версия для печати

Метки статьи: память, мышление, мозг, профилактика, старение

Комментарии:

    Читайте также:

    Семь с половиной лет – вот на сколько продлевают свою жизнь люди, которые не боятся старости и относятся к старению как к естественному процессу.

    Почему стареет наш организм – однозначного ответа пока нет. Одни говорят, что старение – это естественный, запрограммированный процесс. Другие считают, что старение – результат воздействия на организм неблагоприятных факторов. Пока наверняка можно сказать одно: процесс старения – это результат сложного взаимодействия генетики, биохимии, физиологии и образа жизни конкретного человека.

    Пословица «меньше знаешь, дольше живешь» неверна. Исследуя ДНК, ученые обнаружили, что у малообразованных людей клетки стареют  быстрее, чем у людей с высшим образованием.