В вашем браузере не включен Javascript
Напишите нам
Последнее обновление
сегодня, 07:22
Мы в соцсетях
  • ВКонтакте
  • Facebook
  • Twitter
Метки статей
заболевания социальная политика медосмотр активность алкоголь аллергия анонс анорексия антибиотики антиоксиданты артрит аутизм БАД бактерии безопасность бессмертие биоритмы благотворительность болезни боль вакцина вегетарианство витамины ВИЧ/СПИД возраст волосы врачи время генетика гены гипертония ГМО голодание грипп давление депрессия дети диабет диагностика диета ДМС ДНК добавки добро долголетие донор донорство еда женщина животные зависимость закон здоровое питание здоровый образ жизни здоровье здравоохранение зрение зубы иммунитет инвалидность инновации инсульт интеллект инфаркт инфекция исследование история история успеха климат кожа крионирование культура лекарства личная эффективность личность личный опыт лишний вес любовь медитация медицина Минздрав мифы мозг молодость молоко мужчины насилие наука неврология новый год нравы образ жизни образование обучение общество ожирение оздоровление ОМС онкология память переедание печень питание пищевое отравление погода позвоночник политика похудение похудеть права потребителей права человека праздник продолжительность жизни просвещение простуда профилактика псевдонаука психиатрия психика психология рак рак груди рейтинг реклама родители самолечение сахар секс семья сердце скандал смертность смерть солидарность сон сосуды спина спорт старение старость статистика стоматология страхование стресс суставы телевидение технологии технология трансплантология туберкулез фальсификат фармацевтика фармкомпании фитнес форум холестерин ценности школа эвтаназия экология экономика эмбарго эмоции эпидемия
 
Обсуждаемые статьи
 
Популярные статьи
Подписка
 
 

Доноры - детям

Фонд помощи хосписам

Волонтеры в помощь детям сиротам. Отказники.ру

Это — клиника

Добавлено:
Реформа здравоохранения облегчает жизнь чиновникам, а не врачам и пациентам.
текст: Анна Астахова  
В Москве идет процесс слияния и укрупнения больниц. Это часть реформы здравоохранения, проводимой во исполнение федерального закона, направленного на «совершенствование правового положения государственных (муниципальных) учреждений». В результате этого совершенствования сокращается количество врачей и других медицинских работников, закрываются профильные отделения в больницах и даже целые лечебные учреждения. По данным Росстата, за последние 15 лет число больниц и амбулаторно-поликлинических учреждений в России уже уменьшилось в два раза, а в оставшихся – все большее количество пациентов должно оплачивать лечение по «коммерческим расценкам».
Пилотный проект реформы здравоохранения начинался в 2008 году в Москве. Из всех субъектов Российской Федерации только Москва воспользовалась нововведениями закона 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» для реформирования социальной сферы. В 2011 году правительством Москвы было принято постановление N 461-ПП от 04.10.2011 г. «Об утверждении Государственной программы города Москвы «Развитие здравоохранения города Москвы (Столичное здравоохранение) на 2012–2020 годы».
Именно эта программа предусматривает «реструктуризацию» медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, путем слияния 4–5 поликлиник в одно юридическое лицо. Сперва стали объединять столичные поликлиники, диспансеры и центры лечебной физкультуры: в итоге из более чем 600 учреждений в качестве самостоятельных юридических лиц продолжили работать лишь 46 взрослых и 40 детских поликлиник.
В результате реформы чиновникам станет легче управлять
Чиновники говорили, что в результате проводимой реформы удастся существенно сократить количество административных работников, то есть тех, кто не занимается непосредственно лечением людей. «Сокращаются юридические лица. И в этом есть определенный резон, потому что сегодня большие деньги мы тратим на содержание административного персонала внутри каждой больницы. Примерно, по нашим оценкам, это 25–30% денежных средств», – заявлял в самом начале реформы директор Центра социальной экономики Давид Мелик-Гусейнов. Но в итоге под удар попали в первую очередь именно врачи. Уже при укрупнении поликлиник говорилось о таком тревожном симптоме, как сокращения врачей, а теперь речь идет еще и о больницах, причем сокращения грядут минимум на 30%.
Изначально процесс объединения больниц в Москве собирались завершить в первом квартале 2014 года. И врачам, и пациентам обещали, что всем станет намного лучше: появятся многофункциональные центры с новейшим оборудованием, просторными кабинетами и больничными палатами на 1–3 пациентов (а не на 6–8), со всеми удобствами, что будут построены новые здания, многопрофильные высокотехнологичные центры. Из 65 работающих в системе обязательного медстрахования (ОМС) стационаров должны были сформировать таких около 40. И именно они получат официальный статус государственных юридических лиц, что автоматически приведет к сокращениям руководящего состава больниц и значительной экономии для бюджета. Что же происходит в данный момент?
Реформа по-прежнему в самом разгаре: о достижениях говорить явно преждевременно, но зато можно перечислить московские городские клинические больницы (ГКБ), которые стали жертвами реформирования. В ГКБ № 7 закрыто терапевтическое отделение, в ГКБ № 23 прекращает работу отделение ревматологии, в ГКБ № 4 – инфекционный корпус, в ГКБ № 57 закрывается второе отделение сосудистой хирургии, в ГКБ № 59 сократили 60 коек, в ГКБ № 72 коечный фонд урезали на 65%. Говорится о значительном сокращении числа коечных мест в травматологическом отделении НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского. Закрыты ГКБ № 47, детские инфекционные больницы № 8 и № 12, произошло слияние больниц № 11, № 8 и ГКБ № 24 (24-я осталась городской, 11-я и 8-я стали ее филиалами). Еще во многих московских больницах идет капитальный ремонт, который включает в себя перестройку больничных палат на уменьшение количества коек, но с дополнительными удобствами и пр. Что будет по окончании ремонта, за строительными лесами увидеть трудно.
В Мосгордуме, куда мы обратились за разъяснением ситуации, правда, продолжают излучать оптимизм. «Поликлиники вошли в состав крупных амбулаторно-поликлинических объединений на основе межтерриториальных амбулаторно-поликлинических центров, которые оборудованы новейшим высокотехнологичным оборудованием, закупленным по программе модернизации здравоохранения. Объединение поликлиник позволило нам решить многие вопросы, касающиеся специалистов медучреждений, – рассказывает председатель комиссии Мосгордумы по здравоохранению и охране общественного здоровья, автор инициатив по улучшению качества медицинских услуг в городе Людмила Васильевна Стебенкова. – Ранее у нас было 250 юридических лиц, и обеспечивать каждого специалистами было крайне сложно. Сейчас ситуация изменилась: в каждом объединении есть как минимум 2–3 специалиста.
Пациенты могут узнать в инфомате, что, например, в соседнем филиале попасть к нужному врачу можно быстрее, чем в своей поликлинике. Объединение позволило лучше управлять системой, потому что контролировать 46 главных врачей проще, чем 250». Как работают так называемые инфоматы и стало ли легче с их появлением врачам и пациентам – это, по мнению чиновников, вероятно, совсем другая тема. Управлять системой, им, возможно, действительно стало легче, но вот попасть на прием к нужному врачу в нужное время пациентам проще уж точно не стало.
Общий коечный фонд Москвы уже сократился
К чему привел процесс объединения поликлиник, уже известно. Прикрепленных к врачу пациентов распределили по новым специалистам, которым пришлось заново знакомиться с пациентом и его диагнозами. Новый подход, новые лекарства, новые методики лечения – все это отразилось негативно на состоянии больных, особенно хронических. Для многих поликлиники стали менее доступными территориально, увеличилось время поездки к врачу. С увеличением прикрепленных к медицинскому центру пациентов, а при укрупнении это неизбежно, существенно увеличилась нагрузка на врачей, а пациентам приходится еще больше времени проводить в очередях. Норма, согласно которой на прием отводится 10 минут, не может соблюдаться физически, за это время врач сможет только оформить пациента в листе отчетности.
С больницами складывается примерно похожая ситуация: пациента привозят в одну больницу, переводят в другую, выписывают из третьей. Эти больницы могут быть филиалами одной, могут быть разными, но суть одна – в разных отделениях будут оказывать разную помощь. Это связано с новыми стандартами оказания медицинской помощи: чтобы им соответствовать, нужно изменить количество больничных коек, перестроить отделения, переводить больных из отделения в отделение и пр. К примеру, в отделениях скорой помощи пациенты, которых привезла скорая, смогут проводить 3–5 дней, а затем их либо отправят в поликлинику, либо переведут в лечебные отделения. Время пребывания пациента в стационаре теперь соответствует европейским показателям – 10,2 дня (а не 13,9 дня, если сравнивать с 2010 годом), и не до полного излечения, как это было в Советском Союзе. Это и называется европейской моделью здравоохранения.
Общий коечный фонд Москвы уже сократился с 82 557 до 77 310 коек, а количество даже плановых операций рассчитывается еще исходя из старого фонда. Может сложиться ситуация, когда даже при плановой госпитализации мест в стационаре просто не окажется. Вместо этого пациентов их будут направлять в многофункциональные центры, под амбулаторное наблюдение. А ведь есть заболевания, требующие соблюдения строгого режима лечения, который организовать дома почти невозможно. Нарушил – и точно в стационар, только уже на скорой.
Врачи зачастую сами не знают, что будет происходить с больницей
Недавно московские врачебные форумы облетела весть: в столице появилось новое лечебное учреждение, возникшее из слияния детского гематологического центра при Измайловской больнице с Морозовской больницей, коротко названное специалистами «Измор». Даже если вновь образованный центр окажется удобным и современным, ясно, что попасть на прием будет сложнее, не все врачи перейдут работать в новую структуру, а родителям придется возить детей на другой конец города. И люди пишут петиции с просьбой оставить больницы в прежнем функционировании, врачей – на своих рабочих местах и пр. Сейчас такими петициями заполнен весь Интернет, созданы специальные группы в соцсетях, растет общественное движение.
Врачи разводят руками, зачастую они сами не знают, что будет происходить с больницей, переведут ли их в какое другое медицинское учреждение или просто сократят, и им придется искать новую работу. Врачи ГКБ № 31 и ГКБ № 61 рассказали, что им уже давно предлагают перейти из самой больницы в платное поликлиническое отделение при больнице (объединенное со стационаром единым руководством), получать более высокие зарплаты, но при этом лечить только частников. Сами они стараются не думать о том, что может наступить момент, когда предлагать уже не будут, а поставят перед фактом перевода. «Переход на платную медицину убивает саму социальную позицию врача – помогать всем без исключения, заботиться о любом пациенте и лечить его до полного выздоровления. МЭСы (медико-экономические стандарты) страховых компаний определяют очередность прохождения больными медицинских учреждений, количество анализов, определенное время в стационаре, перечень лекарств и пр.
Страховые компании нередко наказывают администрацию медицинских учреждений за непредусмотренные действия и нарушение регламента. Вы хорошо понимаете, что это значит? Врачи стремятся уложиться в стандарты и быстрее выписать больного, часто просто тривиально недолеченного, – говорит один из врачей. – И потом многие люди просто не готовы платить (не хватает заработков и пенсий). А побывав или находясь в надежных руках профессионалов, понимают, что им оказывают необходимую помощь вне зависимости от оплаты. Может быть, ситуация в ближайшее время прояснится, и нам, врачам, удастся заниматься исключительно своим призванием и врачебной научной деятельностью, а не вдаваться в юридические тонкости реформ».
Корень бед больницы – привлекательность ее местоположения
В Москве 806 медучреждений, на балансе которых находится 2727 зданий, и лишь 307 из них можно считать относительно новыми. Многие здания больниц находились и находятся в центре столицы, на удобных территориях, с хорошими транспортными подъездными путями рядом… Не в этом ли кроется еще интерес инвесторов к подобного рода недвижимости? Например, врачи ГКБ № 72, которые выходили в апреле месяце этого года на митинг, протестуя против сокращения востребованных коек и высококвалифицированного персонала, уверены, что «корень бед 72-й больницы – привлекательность ее местоположения: поблизости от Рублевки. Еще в 2003 году от земельного участка больницы пытались отрезать кусок, чтобы построить там элитное жилье». Такие же разговоры шли при закрытии детской инфекционной больницы № 8 у Новодевичьего монастыря, когда освободившиеся здания передали городу, который запланировал строительство на этом месте новой ультрасовременной гостиницы.
В Мосгордуме говорят о готовности выделить по меньшей мере 12 участков земли для строительства новых поликлиник, но полностью государственными они не будут: «Мы предполагаем, что потенциальный инвестор будет заключать через конкурсную процедуру концессионное соглашение с городом на строительство и оказание медицинских услуг прикрепленному населению (до 50 тысяч пациентов). Город, в свою очередь, будет оплачивать лечение пациентов путем платежей за медицинские услуги объекта, а также производить ежегодные платежи со стороны города за «доступность» объектов. Объект возводится таким образом, что часть зданий строится для оказания бесплатной помощи, а другая для оказания платных услуг и сдачи помещений под аренду. В итоге город получает сеть поликлиник, не потратив денег на их строительство и содержание, а купив только услугу для населения».
В качестве примера государственно-частного партнерства, объявленного одним из приоритетных направлений реформы, приводится ГКБ № 63. В ней была проведена модернизация частным инвестором, но больница осталась государственной. Теперь в больнице находится филиал Европейского медицинского центра, который вложил деньги в модернизацию больницы, в закупку дорогостоящего медицинского оборудования, в ремонт помещений, а также выделил дополнительные средства в бюджет, к примеру, 4 млрд рублей вкладывают в модернизацию, 1 млрд идет в бюджет. При этом, будучи государственной, больница обслуживает по ОМС лишь 40% бюджетных больных (из 500 коек – 200), остальные пациенты – частные лица, заплатившие свои деньги по коммерческим расценкам.
Мнения
Марина Караваева, врач, кандидат медицинских наук, эксперт партии «Яблоко» в сфере здравоохранения:врач к.м.н Марина Караваева
При внимательном прочтении положений программы проступают заложенные в ней противоречия. Очевидно, что объединение контингентов (Вот так! Никаких вам граждан – потребителей социальных услуг!) прикрепленного населения не может способствовать повышению доступности диагностических услуг, да и повышению качества помощи тоже. И это связано прежде всего с тем, что поликлиники и больницы – это звенья оказания медицинской помощи, которые были организованы по территориальному принципу именно для того, чтобы сделать медицинскую помощь, в том числе специализированную доступной всем категориям пациентов – детям, пожилым, работающим. Участковый принцип позволял врачу-терапевту формировать группы диспансерного наблюдения за пациентами с хроническими заболеваниями, тем самым обеспечивая профилактическую направленность медицинской помощи.
Устанавливалась периодичность профилактических осмотров в таких группах, назначалось профилактическое лечение, определялся период диспансерного наблюдения и основания к снятию с диспансерного учета. Участковый врач знает своих пациентов, и пациенты знают его, кроме того, главный врач знает своих сотрудников. По тому же принципу строилось оказание специализированной медицинской помощи. Теперь любая специализированная помощь может быть оказана только в том случае, если пациент придет на прием к участковому врачу-терапевту. В программе это называется «маршрутизацией пациентов во вновь сформированных медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях (амбулаторные центры)», привязанной к уровням оказания медицинской помощи. В результате такой маршрутизации роль терапевта свелась к роли диспетчера, который выдает талоны на прием к врачу специалисту или в стационар.
Александр Саверский, член экспертного совета при правительстве России, президент Лиги защитников пациентов:президент Лиги защиты пациентов Александр Саверский
Я пришел в государственное муниципальное учреждение и имею право получить любую медицинскую помощь бесплатно в любом объеме, предусмотренном Конституцией. А ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» пытается ограничить наше конституционное право на медицинскую помощь, внося какие-то регламенты, сроки, объемы и список лекарственных препаратов. Это и разрушает систему отечественного здравоохранения. А ведь система, выстроенная в СССР, была лучшей в мире по соотношению количества поликлиник, больниц, научно-исследовательских и других учреждений, системе контроля за здоровьем граждан.
Система была грамотно и четко работающей, оптимальное количество врачей и медработников, количество койко-мест и доступность фармацевтических препаратов. Была система реабилитации, профилактики и др. Если мы сейчас все разрушим, то нашим детям придется платить втройне, и неизвестно, получат ли они качественную медицинскую помощь. Да и нам с вами, если подступит болезнь, придется нехорошо. Сегодняшняя ситуация подобна хаосу, который сожрет все. А ведь здоровье бесценно, за собственное и здоровье своих близких люди готовы отдать последние деньги. И есть те, кто этим пользуется.
К сожалению, в нынешней системе здравоохранения ответственности за это не предусмотрено. Государство (чиновники и законодательная власть) создало такую неопределенность, когда по Конституции – одно, а по закону – иное. Люди, которые писали эти законы (323-й и 326-й) и которые сейчас хотели создать еще закон о частной медицинской помощи, государственно-частных партнерствах, не читали Конституции, представляете? Я приносил и заставлял их ее прочесть при мне, и они говорили: «Ух ты как, тогда да… тогда нельзя». При создании государственно-частных структур мы просто уничтожим бесплатное здравоохранение. Весь государственный бюджет уйдет в «черные дыры неопределенности».
фото: thedianerehmshow.org 
Версия для печати

Метки статьи: здравоохранение, медицина, ОМС

Комментарии:

Читайте также:

В этом году рак вышел на первое место в списке основных убийц человечества. Одна из основных причин его роста – загрязнение окружающей среды. Но в России вопросы экологии и честная медицинская статистика мало кого волнует, пишет в своем блоге эколог Алексей Яблоков.

Больницы и клиники обяжут страховать ответственность перед пациентами. Компенсация за причинение им инвалидности составит 500 тыс руб., а за умершего пациента медучреждение заплатит два миллиона руб.
 

Каждому пятому россиянину не хватает денег на покупку необходимых лекарств, больше половины жителей страны оценивают расходы на их покупку как существенные для своего бюджета, свидетельствуют данные опроса ВЦИОМ.