Биологи из Сибири создали метод получения антител для вакцин против ВИЧ и других патогенов

Эффективный способ получения антител для создания вакцин против большинства патогенов, в том числе против ВИЧ, разработали ученые из Сибирского отделения РАН.
Группа ученых из Института молекулярной и клеточной биологии в Новосибирске (ИМКБ СО РАН) разработала эффективный способ получения антител, позволяющий сократить время и затраты на создание вакцин против большинства патогенов (вирусов, бактерий, опухолевых клеток и т.д.), в том числе против ВИЧ, сообщает «Наука в Сибири»
Метод основан на выделении у донора В-лимфоцитов — клеток иммунной системы, отвечающих за синтез антител против патогенов, и определении последовательности ДНК в их генах антител.
Сейчас даже в самых лучших лабораториях устанавливают последовательность лишь для 30—70 % специфичных В-лимфоцитов, направленных на конкретный патоген, тогда как новосибирские биологи нашли способ повысить это количество до 90—100 %.
Найти B-лимфоциты с заданной специфичностью — сложная задача, потому что в организме их крайне мало, говорят ученые.
«Если мы ищем антитела против условного "белка Х", то B-клетка с этим белком крепко свяжется. Мы помечаем белок, к примеру, зеленой флуоресцентной краской. Он облепляет нужную В-клетку, и она тоже становится зеленой. Принцип примерно такой же, как у рыбалки: мы ловим рыб на очень изысканную наживку, которая по вкусу только одному их виду», - объясняет суть метода старший научный сотрудник лаборатории иммуногенетики ИМКБ СО РАН Андрей Горчаков.
Затем с помощью полимеразной цепной реакции ученые многократно увеличивают в пробе число интересующих фрагментов ДНК.
«Мы работаем с B-клетками, полученными исключительно из крови здоровых доноров. Да, антитела против ВИЧ, способные нейтрализовать большинство вариантов ВИЧ-1, найдены, но у больных людей, а чтобы они появились у здорового человека, нужно сильно постараться. И мы стараемся. Чем о большем числе B-клеток, способных формировать антитела против ВИЧ-1, мы получим информацию, тем лучше», - отмечает Горчаков.
С этой целью он и его коллеги создали «наживку», посредством которой они намерены искать В-лимфоциты, продуцирующие антитела против ВИЧ-1.
Если в дальнейшем мы обнаружим у здорового человека необходимое количество B-лимфоцитов, которые обладают нужными свойствами, то у нас есть основания на следующем этапе уже переходить к испытаниям - сначала на мышах и обезьянах, а в перспективе и на людях, - добавляет соавтор исследования, старший научный сотрудник лаборатории иммуногенетики ИМКБ Сергей Гусельников.
Полностью результаты исследования опубликованы в журнале BioTechniques