Эко, био, натурально: Минсельхоз разрешился законопроектом об органической продукции
Добавлено: 16 апреля 2015
После нескольких лет доработок и согласований в Минсельхозе законопроект об органическом сельском хозяйстве поступил на рассмотрение в правительство РФ. В случае его принятия потребителям станет проще отличать действительно натуральные продукты от обманок с приставками «эко» и «био».
Сегодня министр сельского хозяйства Николай Федоров подписал многострадальный законопроект об органическом сельском хозяйстве. Документ поступил на рассмотрение в правительство. При этом замечания Минэкономразвития и Минфина РФ урегулированы не были, говорится в пресс-релизе Союза органического земледелия.
Согласно документу, под определение «органической продукции» попадает только продукция, произведенная в соответствии с Национальным стандартом на производство органической продукции. Производство такой продукции должно быть сертифицировано в независимой системе сертификации, аккредитованной государством, а производители внесены в государственный реестр производителей органической сельхозпродукции. При этом доступ к реестру будет открыт и любой покупатель сможет проверить подлинность сертификата. «Это позволит отсечь фальсификат»,- считают в Союзе органического земледелия.
Самого Национального стандарта на органическую продукцию пока нет, в настоящее время он находится в процессе разработки. Также идет работа над специальным логотипом органической продукции: только производители, прошедшие сертификацию, смогут маркировать им свою продукцию. Логотип будет действовать по всей территории России. «В целом проектом закона мы довольны», - заявил исполнительный директор Союза органического земледелия Яков Любоведский.
Первый вариант проект законопроекта был подготовлен при непосредственном участии Союза. Однако в процессе обсуждения в Минсельхозе из документа исчезли некоторые принципиальные моменты, в том числе определение того, что может считаться органическим продуктом, а также расшифровка понятий эко- и биопродукции. Эксперты тогда говорили, что лишение законопроекта основополагающих понятий – дело рук лоббистов пищепрома, продающего товары с маркировкой «био» и «экологически чистый» без каких бы то ни было оснований.
Традиционно к биопродуктам (органическим, натуральным) относят продукты, в производстве которых не используют синтетические удобрения, генно-модифицированные компоненты, гормоны роста и ядохимикаты. Почву для их выращивания обрабатывают щадящим образом с использованием в основном ручного труда. Животных содержат в естественных условиях и дают им исключительно натуральный корм без искусственных добавок. При переработке такой продукции не используют искусственных добавок (консервантов, ароматизаторов, стабилизаторов и т.д.).
Разговор о необходимости принятия в России закона об органических продуктах идёт много лет. Последние 10-12 лет рынок эко- и биопродуктов быстро растет, но при этом развивается стихийно - до сих пор отсутствует единый понятийный аппарат, требования к производству и маркировке. По оценке Якова Любоведского, продажи органической продукции в России в 2013 году составили 160 млн долл. При этом более 95% сертифицированной органики – это импорт. Потенциал рынка органической продукции в России Любоведский оценивает в 300-400 млрд рублей.
Между тем среди потребителей растет спрос на «органик фуд». Во многом этому способствует недовольство людей качеством и безопасностью обычных продуктов. По данным компании РОМИР, о своей готовности покупать экологические продукты заявили 58% россиян.
В глазах многих людей органическая еда безопаснее для здоровья, так как сфера органического земледелия тщательно регулируется. Выращенные естественным способом продукты подвергаются серьезному контролю через систему аккредитации и сертификации: подчас в них по пунктам расписан каждый этап процесса производства.
По мнению руководителя фермерского хозяйства органического земледелия «Мелекшинское поле» Алексея Сахарова, до сегодняшнего дня нельзя было серьезно говорить о существовании в России органического земледелия как подотрасли сельского хозяйства, так как оно развивалось вне правового поля, только благодаря энтузиастам этого дела. «С принятием закона мы сформируем правовое поле и устраним правовой вакуум в этой сфере – это основное препятствие на пути развития органического земледелия в России», - говорит он.
Яков Любоведский не согласен с мнением, что органические продукты – это еда для «золотого миллиарда». Он ссылается на данные TNS,согласно которым среди покупателей «органик фуд» в России 85% составляют обычные люди - домохозяйки, матери семейств, приверженцы здорового образа жизни, люди с особыми потребностями (аллергики, диетики, беременные, кормящие и т.д.). И лишь 10-15% потребителей – это люди состоятельные.
Мороженое с пробиотиками, «живые» конфеты и крашеный рафинад, выдаваемый за тростниковый сахар. До России наконец дошла мода на здоровые продукты. Но поскольку система их сертификации так и не создана, приставки «эко» и «био» — всего лишь хитрый маркетинговый ход.
Из законопроекта об органическом сельском хозяйстве убрали определение того, что может считаться органическим продуктом, а также из него исчезли любые упоминания об эко- и биопродукции. По мнению экспертов, Минсельхоз перекроил проект закона в пользу крупных производителей питания.
Поклонников экологически чистой пищи и так называемых органических продуктов все больше. Что на самом деле представляют собой такие продукты, в каких магазинах их лучше покупать и на что обращать внимание при покупке.