Секреты допотопного долголетия, или о том, как правильно считать возраст библейских долгожителей
Добавлено: 24 июля 2017
Исследователи США и Канады ведут спор о том, сколько мы можем прожить. Пока конца спора не видно, мы решили проинвентаризировать образцы долголетия.
текст: Светлана Сухова
Биологи из Университета Макгилла (Канада) не согласились с выводом коллег из нью-йоркского медицинского колледжа им. Эйнштейна о том, что у человеческой жизни есть предел (120-125 лет). По мнению канадцев, это утверждение бездоказательно, так как по мере развития технологий предел долголетия отодвигается, как и средняя продолжительность жизни: 100 лет назад она едва достигала 60 лет, сегодня — уже 82. Речь о том, что чем дальше, тем дольше мы будем жить, и мафусаилов век (прожив 969 лет, старец Мафусаил поставил рекорд долголетия) для жителей развитых стран не за горами.
Между тем, как показывают исследования историков, библейских старцев образцом долголетия считать вряд ли стоит. Все зависит от того, как считать.
Родом из Месопотамии
Еще в эпоху поздней античности высказывалось суждение, что завидное долголетие библейских праотцев объясняется не физиологией, а неточностью перевода: мол, когда создавались ветхозаветные тексты, год равнялся лунному месяцу. Справедливости ради скажем: такого несоответствия, конечно, не наблюдалось, и все же греки, по приказу Птолемея Филадельфа переводившие в III веке до н.э. священные еврейские тексты на греческий, мыслили в верном направлении.
Дело в том, что «допотопная» история вкупе с описанием самого Потопа была записана в Торе («Пятикнижии») — самой древней части еврейского Танаха («Священного писания») — в годы Вавилонского пленения (с 598 по 539 год до н.э.). К такому выводу пришло большинство современных ученых. И даже те из них, кто убежден, что Тора писалась семью веками ранее, не оспаривают: многие события, упомянутые в Ветхом Завете, были калькой месопотамских текстов, например «Энума элиш» — шумеро-аккадского эпоса о сотворении мира.
Наиболее известное заимствование, которое говорит в пользу этой версии,— сама легенда о Потопе, которая есть далеко не у всех древних народов (те же египтяне, соседи иудеев, о Потопе не писали). А Месопотамия зафиксировала то, чему стала свидетелем: еще в 1927-1928 годах на раскопках царских гробниц Ура был обнаружен слой аллювиальной (наносной) глины без каких-либо следов человеческого присутствия, который мог образоваться только в результате катастрофического по силе наводнения, следы которого были позже обнаружены и в других городах. Ученые датируют бедствие 3200-3000 годами до н.э.
Теперь о документальных следах. Самая древняя клинописная табличка, повествующая о Потопе, относится к 1637 году до н.э. А фрагменты шумерской поэмы на эту тему восходят к XVIII веку до н.э. Во всех случаях — до библейской версии.
Для «возрастного сюжета», о котором идет речь, все это имеет значение: древнееврейские тексты заимствовали не только месопотамские сюжеты, но также их хронологию и датировку. Так, прародитель иудейского народа Авраам (кстати, уроженец Ура-халдейского) идет из Харрана в Землю обетованную в возрасте... 75 лет. Остается лишь изумляться тому, на какие подвиги были способны предки иудеев в почтенном возрасте: Сарра, как известно, родила сына в 90 лет, дожила до 127, а ее муж — до 175 лет. Но что их долголетие на фоне праотцев?
Начало «семейной традиции», как известно, положил прародитель рода человеческого — Адам: будучи изгнан из Рая, он дожил до 930 лет. Его сын Сиф чуть уступил отцу — 912 лет, внук Енос прожил 905 зим, а правнук Каинан — 910. Сын последнего Малелеил дожил до 895, а его наследник Иаред — до 962. Он к тому же в возрасте 162 лет умудрился зачать сына Еноха, который, правда, оказался слабым звеном — «всего» 365 лет. Зато правнук не подкачал: тот самый Мафусаил прожил 969 лет жизни — абсолютный рекорд, даже среди праотцев. При этом Мафусаилу принадлежит и второй рекорд — он еще и самый пожилой отец, родивший сына Ламеха (777 лет жизни) в свои 187. На внуке Мафусаила — Ное (950 лет) — долгожительство людского племени словно смыло тем самым Потопом: рекорды кончились...
Взять и поделить?
Детали
Как объяснить долголетие шумерских царей — еще одна загадка, не чета библейской. Там речь шла о 800-900 годах жизни, а тут — о десятках тысяч лет!
Согласно шумерскому Списку царей, от Потопа и до времени правления последнего царя гутиев (2130 год до н.э.) прошло 31 867 лет, а девять царей из этого списка поочередно правили в пяти городах-государствах в течение... 277 200 лет (двое из них находились у власти 54 600 лет на двоих). Один только Убар-Туту, царь города Шуруппака, правил 18 600 лет. Этот Убар-Туту интересен тем, что был отцом шумерского аналога Ноя — праведного царя Зиусудры, предупрежденного о готовящемся Потопе и успевшего построить свой ковчег (больше библейского). Так вот Зиусудра, по шумерским источникам, правил 10 шаров (один шар — 3600 лет, итого 36 тысяч лет правления). А его отец и дед властвовали 15 шаров и 1 нер (600 лет) — те самые два царя, что правили 54 600 лет.
Единого объяснения феномена нет, но есть предположение: в 3-м тысячелетии до н.э. шумерами была изобретена новая система исчисления — шестидесятеричная. Существовала ли она в допотопные времена, вопрос. Если нет, то такие фантастические сроки жизни и правлений можно было бы объяснить ошибкой в расчетах при переходе из одной системы в другую. Достаточно поделить шумерские тысячелетия сначала на 60 (новая система исчисления), а потом и на 12 (Акиту), чтобы получить вполне человеческие сроки: например, дед и отец Зиусудры царствовали в этом случае на двоих 75 лет, а девять царей находились у власти 385 лет (в среднем по 43 года каждый). Это, конечно, предположение. Но вот что интересно: в этом случае шумерский и библейский сроки допотопной истории почти совпадут — шумерские 450 тысяч лет превратятся в 625 лет, а библейские 8225 лет — в 685 лет.
Праздники счет любят
Так как же объяснить такое долголетие? Что ни говори, а 80-летний Авраам, трое суток преследующий врагов в не самых простых климатических условиях, — нонсенс, а фараон Египта, имеющий целый гарем утонченных красавиц и при этом возжелавший 67-летнюю Сарру, похож на извращенца. Но все отклонения от биологических норм перестают быть таковыми, если предположить, что возраст библейских персонажей был иным.
Для начала: в первоисточниках он измерялся не в годах, а в Акиту. Акиту (другое название Загмук) — месопотамский праздник чествования восстановления единства мира (первые упоминания о нем находят в Уре с конца 3-го тысячелетия до н.э.). Акиту — одно из важнейших месопотамских священнодействий, отмечающих «становление бытия». Судя по древним текстам, это был непростой процесс. В упомянутом уже «Энума элиш» он описывается так. Сначала мир был сотворен из Бездны, имеющей в себе мужское (Абсу) и женское (Тиамат) начала, из которых появились Небо (Ану) и Земля (Энки). Это всех устраивало, пока первое поколение богов не задумало извести второе. В ходе конфликта «молодежь», защищаясь, усыпила Абсу и произвела на свет новых богов. Разгневанная Тиамат решила покончить с беспорядками радикально — уничтожив всех участников противостояния. И только представителю «новой волны» Энлилю (Мардуку), получившему сущности других богов, удалось выстоять и, победив первоначальный Хаос, создать видимый Мир. Истории этой победы и был посвящен Акиту, начинавшийся с того, что царь-жрец облачался в рубище, постился, исповедовался в грехах и даже получал от ассистента по церемонии пощечины и пинок (через 3 тысячи лет пощечина станет обязательным атрибутом другого посвящения — в рыцари).
«80-летний Авраам, трое суток преследующий врагов в непростых климатических условиях, как и фараон Египта, при целом гареме красавиц возжелавший 67-летнюю Сарру, вызывают вопросы. Как же объяснить такое долголетие?»
Так вот, во времена послепотопных событий, описываемых в Торе (3-2-е тысячелетие до н.э.), Акиту праздновался дважды в год — весной и осенью. А текст Пятикнижия Моисея был оформлен позднее, когда Акиту отмечался уже один раз в году. Зная это, не составляет труда разобраться с возрастными рекордами библейских героев, что сулит массу открытий. «90 Акиту Сарры», например, на деле оказываются 45 земными годами — предельный для деторождения возраст, но все же не за гранью биологического цикла. Кроме того, тогда выяснится, что египетский фараон прельстился прелестями 33-летней красавицы (легко представить), а 40-летний крепкий мужчина (Авраам) вполне мог трое суток преследовать неприятеля. Да и поход в Землю обетованную в 37 с половиной лет не выглядит таким уж чудом, как и зачатие сыновей в 43 и 50 лет (по Библии, Авраам зачал Исмаила в 86, а Исаака — в 100 лет). И прожили Авраам и Сарра (после коррекции) не так уж чтобы много — 88 и 69 лет соответственно.
Но если с датировкой событий после Потопа все понятно, то как быть с долголетием праотцев? Что ж, и тут у ученых есть версия: в эпоху самых древних поселений Шумера (4-е тысячелетие до н.э.) Акиту отмечался... каждое новолуние. Стало быть, по 12 Акиту в год. Пересчитаем... Получается, что Адам прожил 77 с половиной лет, Сиф — 76, Енос — 75,4, Каинан — 75,8, Малелеил — 74,5, Иаред — 80, Енох — 30,4, Ламех — почти 65, Ной — 79. Мафусаилов век в этом случае окажется равен почти 81 году. То есть средняя продолжительность жизни в развитых странах сегодня (82 года) вполне даже библейское долголетие! Кстати, и с зачатием сыновей праотцами с учетом «коэффициента Акиту» все приходит в норму: первенцы появлялись, в среднем когда отцы достигали возраста в 15-19 лет. Для современного мира рановато, а вот для средневековой Европы, где мать Джульетты родила ее, по собственному признанию до своего 12-летия, такое подход был в порядке вещей.
Возвращаясь к спору, который в наши дни канадские ученые ведут на страницах Nature, доказывая, что предела продолжительности жизни не существует, стоит заметить: вся эта занимательная допотопная арифметика может стать серьезным аргументом как за, так и против новой гипотезы. Вся штука в том, как считать. И — как перепроверять эти подсчеты: пока никому не удалось дожить до библейских рубежей.
Смертность в российских селах выше среднего показателя по России на 13,4%, хотя правительство уверяет, что ему удалось стабилизировать численность населения.