В России нужно менять маркировку продуктов, чтобы потребители могли отличать здоровую еду от нездоровой
Добавлено: 12 сентября 2013
Чтобы при выборе продуктов потребители могли учитывать их пользу для здоровья, нужно изменить правила маркировки, сделав ее более наглядной и информативной. С таким предложением выступил НИИ «Здоровое питание».
Существующая в России маркировка продуктов питания недостаточно информирует потребителей о составе и питательных свойствах продукта. Как следствие, людям трудно оценить их пищевую ценность, и подчас они покупают не самые полезные продукты - с высоким содержанием сахара, жиров, соли. Потребление такой пищи – одна из причин развития ожирения, диабета, сердечно-сосудистых заболеваний.
Чтобы люди могли выбирать более полезные для здоровья продукты, специалисты АНО Национальный исследовательский центр «Здоровое питание» предлагают перейти на передовые стандарты маркировки – «светофор» и систему GDA( Guideline Daily Amounts – рекомендуемая норма суточного потребления). «Светофор» - это когда в зависимости от их опасности входящие в состав продукта вещества выделяют цветом: зелёный означает нормальный уровень содержания, жёлтый – допустимый, красный – опасно-повышенный. Система GDA предполагает, что все те же вещества указывают в процентах от рекомендуемой нормы суточного потребления.
Специалисты Центра предлагают маркировать все продукты, а не только масложировую, соковую и молочную продукцию, как предписывает существующий Техрегламент, и указывать на этикетке только те вещества, которые диетологи считают вредными для здоровья. В первую очередь, это насыщенные жиры, транс-жиры, соль, сахар и холестерин. Для наглядности их содержание в продукте предлагают выделять цветом, а также указывать и процент содержания от дневной нормы потребления в соответствие с рекомендациями РФ и ЕС, предлагает «Здоровое питание».
В интересах потребителей нужно покончить с практикой, когда производители используют слишком мелкий шрифт на этикетке, когда не только человеку с плохим, но и подчас с хорошим зрением невозможно разобрать информацию. Для этого специалисты Центра предлагают увеличить шрифт до 12 кегля, или отдавать под маркировку 50% упаковки.
«В России большинство тяжёлых заболеваний, таких как сахарный диабет, ишемическая болезнь сердца, ожирение у детей и взрослых вызваны избытком вредных компонентов в питании: сахаров, соли, насыщенных животных жиров. Маркировка должна снизить заболеваемость и помочь россиянам сделать осознанный выбор продуктов», - приводит мнение учредителя Центра д.м.н. Олега Медведева, зав кафедрой фармакологии МГУ им. Ломоносова Foodmonitor.ru. По мнению Медведева, сейчас многие не знают, из чего состоит тот или иной продукт, и вынуждены покупать вслепую.
Опыт Великобритании, США, Канады Дании, Эстонии, Финляндии и большинства стран Евросоюза показывает, что использование более наглядной и информативной маркировки положительно влияет на здоровье населения и позволяет снизить расходы на лечение заболеваний сердечно-сосудистой системы. Люди постепенно сокращают потребление продуктов с чрезмерно высоким содержанием жиров, соли и сахара. Для сравнения: согласно исследованию компании УкрАгроКонсалт, в 2012 году средний россиян употребил 5,3 кг майонеза, в то время как в странах Евросоюза этот показатель был в пределах от 1,0 до 2,5 кг. Возможно, именно благодаря маркировке, европейцы знают, что майонез входит в число самых жирных продуктов (за счет содержания растительного масла, жирность классического майонеза составляет 67%).
«Если потребителю дадут возможность узнать, что именно содержится в продукте, он сможет контролировать свой рацион и уберечь организм от необратимых изменений», - считает профессор Медведев. По его словам, заболевание можно предотвратить только если человек сам отличает при покупке полезный продукт от вредного, поэтому переход на маркировку в соответствии с мировыми стандартами является единственным выходом. Дополнительный плюс - спрос потребителей на более полезные продукты будет стимулировать производителей «оздоровлять» их состав. «Сейчас, к сожалению, у них такой мотивации нет», - констатирует Медведев.
В развитие темы: Колбаса как образ жизни. Как заменить вредные жиры полезными?
фото: www.thedailymeal.com
Метки статьи: права потребителей, маркировка, еда
Комментарии:
Читайте также:
Производителей заставят вывести продукты питания на чистую воду
0
Новые правила по маркировке продуктов питания принял Евросоюз. Теперь каждая упаковка должна содержать детальную информацию о продукте. |
Более 60% продуктов самых популярных марок не соответствуют техрегламентам и требованиям СанПин, около 30% - не отвечает установленным требованиям безопасности. И хотя такая продукция – это преступление против здоровья россиян, в наказание виновных вряд ли кто-то верит. |