Олимпийская сборная России триумфально завершила XXII зимние Игры: первое место в медальном зачете и обновленный национальный рекорд по количеству медалей. События, подобные Олимпиаде, порой находят неожиданный отклик в структуре русского языка, отметил журналист Дмитрий Губин.
Благодаря Олимпиаде — точнее, благодаря членам российской сборной Виктору Ану и Вику Уайлду — в русский язык вошло понятие «Витьки»: иностранцы, играющие за Россию и приносящие России победы. В общем, те же легионеры, но только вызывающие куда больше эмоций, как их вообще больше вызывают Олимпийские игры на фоне прочих игр.
Обе истории «Витьков» – и влюбленного в русскую девушку американского сноубордиста, и корейца-шорт-трекиста, на спортивной карьере которого на родине был поставлен крест – дают вполне себе сюжет если не для романа, то для фильма. Но история о том, как два «Витька», Виктора, наших Витеньки вдруг стали героями лубка, повествующего о том, как русский белый медведь показал всему миру кузькину мать – это еще и материал для изучения принципов работы пропаганды.
В принципе, спорт вообще отличный материал для пропаганды. Спорт часто бинарен – «либо победа, либо поражение, либо мы, либо они». Спорт отлично иллюстрирует принцип поведения, известный любому биологу: без враждебности к чужим не было бы привязанности к своим. Некоторые даже полагают, что крупные международные соревнования являются мягкой альтернативой мировым войнам.
Однако любая пропаганда искажает реальность. И то, что духоподъемно на стадионе, может обернуться опасной слепотой вне стадиона. Ведь пропагандистски история Вика Уайлда – это вывернутый наизнанку в оценках сюжет «Тараса Бульбы», то есть истории казака, влюбившегося в прекрасную иноземную панночку. И получается, старый Taras вполне может сказать: «Родина дала тебе все, my dear – образование и сноуборд, а ты ее предал…». И когда телекомментаторы в истерике кричат, что Корея выбросила Виктора Ана на улицу, а мы его подобрали и обогрели, они унижают и достоинство Ана, и его личный подвиг. Молчу уж о том, что бытовой расизм, опухолью поразивший сегодняшнюю Россию, ни в грош не ставит внешне таких, как Ан, считая их людьми третьего сорта.
Бинарность спорта с его страстным желанием победы своим хороша тем, что привлекают внимание к тому, что лежит в тени. Например, к тому же феномену натурализации спортсменов. Почему люди меняют флаг, под которым выступают? Что ими движет – любовь, амбиции, деньги? Мы знаем, что Уайлд и Ан не одиноки – «золото» России принесла украинка — фигуристка Волосожар, «золото» Швейцарии – наш сноубордист Подладчиков, «золото» Словакии – русская биатлонистка Кузьмина. Они предавали свою родину или находили еще одну Родину? Или «наши» «Витьки» обретали, а «не наши» — предавали?
Бинарность мышления, вполне оправданная в пылу битвы, начинает мешать, когда битва завершена. Вне битвы необходимы другие усилия. Например, усилие принять скуластого раскосого парня с соседней стройки, говорящего по-русски на уровне Виктора Ана, равным тебе в своих правах человеком. Или усилие достать с полки и перечитать Николая Гоголя. Тоже, кстати сказать, типичного «Витька».
Кто живет дольше – пешеходы, велосипедисты или автомобилисты? Велосипедисты - у них выше двигательная активность. Они живут дольше автолюбителей на 5,5 лет, опережая пешеходов на два года, выяснили голландские ученые. Замерь они показатель сексуальной активности, то и он у велосипедистов был бы выше.
Как научить ребенка любить физкультуру и спорт? Прочитать ему 1001 нотацию о пользе спорта для здоровья? Отдать ребенка в спортивную секцию? Не факт, что он продолжит занятия спортом, когда вырастет. А вот если заниматься спортом всей семьей, то любовь к физкультуре обеспечена на всю жизнь.
Хотите плоский сексуальный живот всего за пять минут в день? Тогда купите себе тренажер. Естественно, за один день ни на каком тренажере пресс не накачаешь, да и жир, вопреки рекламе, не сбросишь. Для этого нужны упорные тренировки. Чтобы купить подходящий во всех смыслах тренажер, нужно «фильтровать» рекламу, полагаясь на здравый смысл.