Алюминиевая тара представляет значительный риск для здоровья людей, утверждает директор Московского бюро по правам человека (МБПЧ) Александр Брод в письме на имя премьер-министра Дмитрия Медведева и главного санитарного врача РФ Геннадия Онищенко. «Алюминий растворяется в щелочной, кислой и соленой среде. Он выщелачивается из упаковки и вступает в реакцию с ее содержимым. В первую очередь это относится к содовой воде, томатному соусу и кофе. Еще более опасны в этом отношении напитки, содержащие алкоголь. При длительном хранении в алюминиевой упаковке подобную реакцию вызывает даже питьевая вода», – приводит Брод результаты исследования российского НИИ гигиены им. Эрисмана.
В изложении Брода алюминий, накапливаясь в организме человека, способствует развитию целого ряда серьезных заболеваний сердечно-сосудистой, кровеносной, нервной и пищеварительной систем, опорно-двигательного аппарата, мозга, психики, вызывает анемию и артрит особенно у пенсионеров и детей. Автор письма ссылается на доклад специалистов Пермского госуниверситета; те, в свою очередь, ссылаются на выводы исследователей Гарвардской школы общественного здравоохранения.
С похожими доводами выступают и противники пластиковой упаковки. При производстве тары используется токсичный пластификатор дибутилфталат, который «выделяется из ПЭТ-тары и переходит непосредственно в пищевую продукцию, в первую очередь в алкогольную», отмечает в письме премьер-министру председатель Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин.
Кроме того, правозащитники указывают на очевидный вред алюминиевой и пластиковой упаковки для окружающей среды. Так большая часть отходов алюминиевой тары попадает на полигоны ТБО и на свалки, следовательно, в землю и грунтовые воды. А время разложения алюминиевой банки составляет 500 лет. Пластик же разлагается в течение ста лет; при сжигании ПЭТ-тары выделяется токсичный яд диоксин.
Утверждения правозащитников вызывают вопросы экспертов и бизнес-сообщества. Представители Пермского университета заявили, что ничего не знают о «антиалюминиевом» докладе, а его автор никогда не работал в ПГНИУ, сообщает
РБК daily. Представители пивоваренной промышленности высказывают сомнения в существовании доказательств, подтверждающих вред от использования ПЭТ. «Ею пользуются во всем мире, в пластике хранится не только алкоголь, но и молочные продукты, и детское питание, и значительная часть безалкогольных напитков», — цитирует
РИА «Новости» мнение директора приморской пивоваренной компании
Владимира Федорова. В свою очередь, другие эксперты напоминают, что с пластиком далеко не все ясно – не случайно Евросоюз и США
запретили использовать бисфенол А в производстве пластиковых бутылочек для детей.
Химик Сергей Белков в интервью «Здравком» подставил под сомнение некоторые тезисы правозащитников. «Сроки разложения алюминиевой банки явно преувеличены. Что касается выбросов от сжигания пластика, то порядка 80% энергии в России, если не брать в расчёт котельные, вырабатывают ТЭЦ из каменного угля. Одна ТЭЦ загрязняет атмосферу вокруг себя больше, чем все мусоросжигательные заводы страны. И уж если говорить об экологических рисках, нужно закрывать все ТЭЦ в России», – резюмировал Белков.
По мнению экспертов, письма правозащитников, скорее всего, это проявление конкуренции производителей ппастика и алюминия «за доступ» к пиву. Вот уже несколько лет страны Таможенного Союза(Россия, Казахстан и Белоруссия) ломают копья вокруг техрегламента, регулирующего упаковку для пива и другой алкогольной продукции. Белоруссия выступает за ПЭТ-тару, а Казахстан считает, что в пластиковые бутылки пиво разливать нельзя.
фото:greenerpackage.com