В России нужно менять маркировку продуктов, чтобы потребители могли отличать здоровую еду от нездоровой
Добавлено: 12 сентября 2013
Чтобы при выборе продуктов потребители могли учитывать их пользу для здоровья, нужно изменить правила маркировки, сделав ее более наглядной и информативной. С таким предложением выступил НИИ «Здоровое питание».
Существующая в России маркировка продуктов питаниянедостаточно информирует потребителей о составе и питательных свойствах продукта. Как следствие, людям трудно оценить их пищевую ценность, и подчас они покупают не самые полезные продукты - с высоким содержанием сахара, жиров, соли. Потребление такой пищи – одна из причин развития ожирения, диабета, сердечно-сосудистых заболеваний.
Чтобы люди могли выбирать более полезные для здоровья продукты, специалисты АНО Национальный исследовательский центр «Здоровое питание» предлагают перейти на передовые стандарты маркировки – «светофор» и систему GDA( Guideline Daily Amounts – рекомендуемая норма суточного потребления). «Светофор» - это когда в зависимости от их опасности входящие в состав продукта вещества выделяют цветом: зелёный означает нормальный уровень содержания, жёлтый – допустимый, красный – опасно-повышенный. Система GDA предполагает, что все те же вещества указывают в процентах от рекомендуемой нормы суточного потребления.
Специалисты Центра предлагают маркировать все продукты, а не только масложировую, соковую и молочную продукцию, как предписывает существующий Техрегламент, и указывать на этикетке только те вещества, которые диетологи считают вредными для здоровья. В первую очередь, это насыщенные жиры, транс-жиры, соль, сахар и холестерин. Для наглядности их содержание в продукте предлагают выделять цветом, а также указывать и процент содержания от дневной нормы потребления в соответствие с рекомендациями РФ и ЕС, предлагает «Здоровое питание».
В интересах потребителей нужно покончить с практикой, когда производители используют слишком мелкий шрифт на этикетке, когда не только человеку с плохим, но и подчас с хорошим зрением невозможно разобрать информацию. Для этого специалисты Центра предлагают увеличить шрифт до 12 кегля, или отдавать под маркировку 50% упаковки.
«В России большинство тяжёлых заболеваний, таких как сахарный диабет, ишемическая болезнь сердца, ожирение у детей и взрослых вызваны избытком вредных компонентов в питании: сахаров, соли, насыщенных животных жиров. Маркировка должна снизить заболеваемость и помочь россиянам сделать осознанный выбор продуктов», - приводит мнение учредителя Центра д.м.н. Олега Медведева, зав кафедрой фармакологии МГУ им. Ломоносова Foodmonitor.ru. По мнению Медведева, сейчас многие не знают, из чего состоит тот или иной продукт, и вынуждены покупать вслепую.
Опыт Великобритании, США, Канады Дании, Эстонии, Финляндии и большинства стран Евросоюза показывает, что использование более наглядной и информативной маркировки положительно влияет на здоровье населения и позволяет снизить расходы на лечение заболеваний сердечно-сосудистой системы. Люди постепенно сокращают потребление продуктов с чрезмерно высоким содержанием жиров, соли и сахара. Для сравнения: согласно исследованию компании УкрАгроКонсалт, в 2012 году средний россиян употребил 5,3 кг майонеза, в то время как в странах Евросоюза этот показатель был в пределах от 1,0 до 2,5 кг. Возможно, именно благодаря маркировке, европейцы знают, что майонез входит в число самых жирных продуктов (за счет содержания растительного масла, жирность классического майонеза составляет 67%).
«Если потребителю дадут возможность узнать, что именно содержится в продукте, он сможет контролировать свой рацион и уберечь организм от необратимых изменений», - считает профессор Медведев. По его словам, заболевание можно предотвратить только если человек сам отличает при покупке полезный продукт от вредного, поэтому переход на маркировку в соответствии с мировыми стандартами является единственным выходом. Дополнительный плюс - спрос потребителей на более полезные продукты будет стимулировать производителей «оздоровлять» их состав. «Сейчас, к сожалению, у них такой мотивации нет», - констатирует Медведев.
Еду в XXI веке будут делать из чего угодно, что мы сейчас неопределенно называем «отходами». В июне ученые России и Японии объявили о своих открытиях: первые готовы делать пищу из птичьего пера, вторые — из человеческих экскрементов. Какой же действительно будет еда будущего?
Более половины сотрудников американских компаний хотя бы раз в неделю обедают прямо на рабочем месте, выяснил популярный сайт по поиску работы CareerBuider.com. Большинство объясняют это тем, что не хотят лишний раз отрываться от работы. Но идет ли это работе на пользу?
На современного потребителя слово «натуральный» действует по прежнему магически, и он забывает, что слова «натуральный» и «здоровый» - не синонимы. Мухомор тоже вполне натурален. Какой же он, покупатель 2012 года?