Рекламировать вредные привычки аморально и антисоциально, такую рекламу следует ограничить или вовсе запретить, считает психотерапевт Марк Сандомирский
Как известно, пить и курить — здоровью вредить. Причем не только своему, но и чужому — здоровью тех, кто рядом. Ибо вред от «вредных привычек» (а на языке медицины — болезненных зависимостей) может быть:
— косвенным — для окружающих в момент вышеописанного употребления (когда они становятся пассивными курильщиками — или жертвами агрессивного поведения алкоголика);
— опосредованным, когда страдающий болезненными зависимостями человек становится транслятором, «посредником», передающим эти негативные привычки другим людям.
В конечном счете, вредные привычки распространяются именно таким образом - от человека к человеку: люди «заражают» друг друга дурным примером, бездумным подражанием, негативным обучением «по образцу». Простая логика подсказывает, что реклама вредных привычек — это косвенный призыв причинения вреда, который люди могут некритично усваивать и реализовать в своем поведении.
Подобная реклама антисоциальна, точнее, социально агрессивна и, по сути, аморальна. И, конечно, ее следует ограничить. Или вовсе запретить. Согласны? Как ни удивительно, с подобной точкой зрения согласны и российские законодатели
Депутаты могут полностью запретить рекламу алкоголя и табака: В начале осенней сессии Госдума рассмотрит законопроект о полном запрете рекламы алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, табака, табачных изделий и курительных принадлежностей. ... Главный санитарный врач Геннадий Онищенко также считает, что рекламу любых алкогольных напитков в России, включая пиво, нужно запретить. ...
По мнению... М. Сандомирского, хотя потребители этих вредных для здоровья продуктов и без рекламы прекрасно знают, что это такое, можно было бы подумать, что в целом, не учитывая интересов конкретных брендов, алкоголь и табак в рекламе не нуждаются, но на самом деле любая реклама алкоголя и табака способна подталкивать их потребление, причем не только собственно рекламируемых марок, но и суммарное, так как:
а) дает индульгенцию, моральное разрешение эти продукты потреблять, вводя это в ранг социальной нормы;
б) дает образец для подражания в лице тех или иных публичных фигур, демонстрирующих это самое потребление непосредственно в рекламе или дающих прямые либо косвенные рекомендации повторять то же самое («делай, как я»).
Хорошо хоть, что мой призыв услышали журналисты. Не знаю, услышат ли депутаты. А надо бы!
Конечно, законодательный запрет рекламы алкоголя и сигарет не проложит дорогу к тотальному отказу от курения и избыточного алкопотребления. На зрелых, вошедших во вкус (то есть, говоря прямо, «подсевших» и находящихся в плену зависимости) потребителей запрет этой рекламы особого влияния не окажет. А вот на молодых может повлиять — и этот шанс упускать нельзя.
Так же, впрочем, как и антиреклама: на курящих угрожающие надписи или отталкивающие изображения на пачках сигарет особого воздействия возыметь не могут, они это привычно вытесняют, не обращают внимания. А вот на осознавших/бросивших — оказывает, помогая им «держаться». И на тех, кто колеблется, может оказать положительное влияние в решающий момент.
Положение же дел с распространением в молодежно-подростковой среде вредных привычек не то что аховое — оно уже просто отвратительное. Многие молодые люди, девушки и даже подростки тихо спиваются. Изо дня в день не они слышат мыслевышибательную рекламу о «Клин....». Выходит, что небольшая часть общества, а именно производители и продавцы зелья спаивают молодежь (тем более, что в реальной жизни обойти законодательный запрет продажи алкоголя несовершеннолетним несложно). А бОльшая часть общества предпочитает этого не замечать, делает вид, что все в порядке.
В правительстве обсуждают очередную антиалкогольную меру - хотят запретить продажу водки в ночное время. Чиновников не смущает, что запретительные меры, которые у нас принимали с 1917 года, почти никогда не работали.
Говорят, следовать моде смешно, а не следовать глупо. Но когда речь заходит о моде на алкоголь и наркотики, становится не до смеха. Как ни назови пристрастие к алкоголю и тем более наркотикам – модой, вредной привычкой, зависимостью – ясно одно: прежде чем следовать таким «модным трендам», надо вспомнить о своем здоровье и десять раз подумать – а оно того стоит?
Каждый из нас хочет быть свободным. Но отстаивая «глобальные» свободы, мы не замечаем, как попадаем в зависимость от собственных слабостей и вредных привычек, которые постепенно разрушают не только здоровье, но и нашу личность, нашу жизнь. Свобода и зависимость – как гений и злодейство – «вещи несовместные».