«"Нева" иссохла из-за жадности, лени и плохого менеджмента»
Добавлено: 23 июля 2014
Роспотребнадзор подтвердил право клиентов турфирмы «Нева» потребовать возмещения ущерба, напомнив, что банкротство не лишает туриста права на компенсацию. С путевками этой турфирмы на руках остались порядка 20 тысяч россиян. Банкротство «Невы» абсолютно закономерно, считает предприниматель Антон Хреков.
О причинах падения турфирмы «Нева» хочется сказать что-нибудь яркое и пронзительное. Например, что корень краха якобы в вывозе этой фирмой в начале 2000-х русских проституток в Финляндию, — слухе, так и не опровергнутом судом. Или еще что-нибудь в этом духе: скажем, что золото «Невы» зарыто в шахтах «Норникеля», потому что ее, «Невы», совладелец, полковник КГБ в отставке Стржалковский, когда-то его, «Норникель», возглавлял.
Но, боюсь, никакого информационного фейерверка не получится. Потому что уверен: все банально. «Нева» иссохла из-за трех хронических заболеваний отечественного турбизнеса. Это жадность, лень и плохой менеджмент. Плохой менеджмент, жадность и лень...
Маржинальность туроператоров в России никогда не была огромной. И потому они часто завидовали другим бизнесам, например, риэлторам, торгующим, как те говорят, «заграничной недвигой». Но у туристических гигантов был другой козырной туз — отсрочка платежа.
От клиента — то бишь физлица — они получали живые деньги до и сразу: ведь приличный турист покупал тур за месяц-два, а то и раньше. А расплачивались с зарубежными партнерами постфактум, часто — с большой задержкой. Между первым и вторым у них было это сладкое слово «выручка», которую у нас часто путают с прибылью и с которой можно делать все, что угодно.
Платить себе бонусы, вкладывать в ценные бумаги, в ту же «недвигу», спускать миллионы на маркетологов. Потом приходило время платить, но новый турист приносил новый нал, и как-то проскакивали. А тут вот не проскочили. И это называется жадность.
В последние годы разве что опытный разведчик не догадывался: на рынке туризма разительные перемены: отели, авиакомпании и даже неповоротливые государственные железные дороги пытаются через Сеть выйти на клиента напрямую, срезав посредников, или превратив их в «технических бюрократов».
Большинство же наших туроператоров продолжали как ни в чем не бывало «продавать путевки» — словно профком брежневской эпохи, не желая меняться, в упор не видя, что клиент медленно, но массово уходит.
В иных странах индивидуальные бронирования доходят до 60% всех турпоездок. Только среди россиян, воспользовавшихся сервисом краткосрочной аренды жилья Airbnb.com, рост 300%! Но наши кудесники курортной сферы были уверены, что соотечественники дураки, и интернет для них останется очками для мартышки из басни.
Доходило до анекдотов: мой знакомый пришел в турбюро, желая отдохнуть в Израиле. И девушка-менеджер на его глазах бронировала билет в Expedia.com, а отель — в booking.com, a потом взяла с него комиссию. А тут еще политические встряски: силовикам не велят ехать за рубеж, госчиновников гонят в Крым. Нет бы начать организовывать качественные туры в тот же Крым или на Алтай — но тут надо работать... Тупо перепродавать услуги зарубежных туроператоров было, конечно, проще и веселей. И это называется лень.
Ну и когда вся эта многолетняя малина стала опадать, стратеги из «Невы» не нашли ничего лучше, как нанять совсем уж кособокий (зато дешевый) персонал и повысить комиссию за туры. Это вообще древнерусский способ затыкать кассовый разрыв. И это называется плохой менеджмент.
В общем, с «Невой» приплыли. Ранее приплывали с «Ланта-туром» и другими падшими королями индустрии. А теперь все опять как при ЧП: тысячи человек в беде, штаб силовиков, борты МЧС... Платит за это государство. А точнее те его прилежные налогоплательщики, которые редко ездят отдыхать.
Обсчет и манипуляции с ценами в супермаркетах - лишь видимая часть «торгового» айсберга. Методов «сравнительно честного» обмана потребителей гораздо больше. Предупредить их практически невозможно – торговля придумает новые. Покупателям остается лишь учиться на чужом опыте и не наступать дважды на одни и те же грабли.
По мере роста потребительской грамотности уловки супермаркетов становятся все более изощренными. Можно ли себя как-то обезопасить заранее? Ответ найдем у барона Мюнхгаузена. Помните, как он сам себя из болота за волосы вытаскивал?
Мещанский суд Москвы отклонил иск Общества защиты прав потребителей (ОЗПП) «Общественный контроль» к московскому метрополитену, подданный из-за превышения на станциях подземки предельных температур в период аномальной жары, сообщает «Интерфакс».