«Вопросом ближайшего времени станет "С кем вы, господин Путин?"»
Добавлено: 31 октября 2016
Министр культуры Владимир Мединский принес извинения Константину Райкину за оскорбительные высказывания своего первого зама Аристархова, однако претензии по поводу цензуры он считает безосновательными. Худрук «Сатирикона» не приносил извинения Мединскому, так как убежден в правильности своей позиции. Острый разговор между мастерами культуры и государством на этом не закончится, уверен журналист Станислав Кучер.
Все только начинается. Когда в минувшую пятницу я в нашем эфире озвучил мысль, что выступлениеКонстантина Райкина — прекрасный шанс для творческой элиты в кои-то веки объединиться и озвучить свои претензии к власти, я был убежден, что, скорее, фантазирую о несбыточном.
Тем интереснее сейчас наблюдать за стремительным развитием событий. Я уже не считаю идиотом журналиста, который додумался спросить об отношении к выступлению Райкина именно <байкера Хирурга> Залдостанова. Прекрасно, что слова о «всех этих райкиных», мечтающих превратить страну в «сточную канаву» произнес именно он. Еще прекраснее, что поддержал его именно Кадыров. Чудесно, что к ним присоединился православный активист Энтео. Потому что теперь вопрос выбора «с кем вы, мастера культуры?» стоит предельно четко.
В защиту Райкина выступили не только знаменитые однозначной гражданской позицией творцы и интеллектуалы, подписавшие открытое письмо Конгресса интеллигенции. Большим сюрпризом для многих стали публичные выступления мастеров, которые не раз открыто поддерживали Кремль или, как минимум, не были замечены в протестной активности. Захаров, Пиотровский, Могучий, Табаков, Познер. То есть понятно, что позиция Райкина этим людям априори ближе, чем взгляды Залдостанова. Но одно дело — разговоры на кухне, другое — публичные заявления.
Мастеров искусства услышали. Я уверен, что Мединский пообещал Райкину помочь с театром не по собственной инициативе, а потому что получил соответствующий «сигнал» из Кремля. Получил бы другой «сигнал» — разговора, даже телефонного, не было бы вообще, а был бы очередной искрометный отзыв в стилистике министра культуры.
Вопрос: что дальше? Райкин не взял назад свои претензии по поводу цензуры. Что бы ни говорили пессимисты, я уверен: лояльные и нелояльные власти художники подняли голову не для того, чтобы спасти один конкретный театр. Этот момент неизбежно должен был наступить и по приземленным экономическим, и по возвышенным этическим причинам. Одним творцам от Кремля нужны гарантии выживания проектов, другим — радикальная смена подхода к отношениям «художник и государство», третьим — отмена негласных цензурных ограничений. Но всех их, как мне кажется, объединяет одно: им надоело жить в обществе, чьи настроения формируют не художники, а пропагандисты, не личности, а посредственности, не интеллектуалы, а ряженые и фрики.
Вне зависимости от личного отношения к «политике партии», творцы лучше других понимают ценность прогноза Стругацких и острее чувствуют момент, когда на смену серым могут прийти черные. Творцы — с театрами и без — знают: если, выражаясь языком известного кремлевского чиновника, «торжество ликующей гопоты» станет реальностью, ее жертвами, то есть «всеми этими райкиными», станут они все. Не важно, выходили они в 2012-м на Болотную или призывали голосовать за Путина.
Случайно возникла вся эта дискуссия о цензуре, или ее осознанно спровоцировала некая часть политической элиты — теперь не принципиально. Важно то, что актуальным вопросом ближайшего времени станет уже не «С кем вы, мастера культуры?», а «С кем вы, господин президент?» И отвечать на него придется уже не пресс-секретарю.
Трудно представить, где бы могли пересечься пути известного кинорежиссера, матери-героини из Киева, ночами пишущей стихи, и активистов борьбы за трезвость, не будь премии «На благо мира». Её жюри из миллионов юзеров оценивает творчество лишь по одному критерию, меняет ли оно мир к лучшему? О премии и первых победителях рассказывает президент Благотворительного фонда «На благо мира» Александр Усанин.
Треть россиян называют утрату нравственных ценностей одной из главных угроз для будущего страны. Но экономического кризиса мы боимся все же больше, сообщает ВЦИОМ.
Самая большая беда отечественной медицины — и советской, и постсоветской — состоит не в недофинансированности, не в плохой технической оснащённости и даже не в скверной подготовке кадров всех уровней. Главная беда — в принятом подходе к лечению, считает выпускник мединститута, а ныне Интернет-деятель Антон Носик.