В вашем браузере не включен Javascript
Напишите нам
Последнее обновление
26.03.2024, 21:16
Мы в соцсетях
  • ВКонтакте
  • Twitter
Метки статей
наркотики алкоголь рейтинг дети антисанитария вода жара курение никотин смертность здоровье водка секс мусор пластик вредные привычки зависимость активность здравоохранение медицина алкоголизм наркомания спорт питание стресс отравление права потребителей климат экология психология досуг велосипед профилактика рак общество работа лекарства общепит старение экономика исследование ВИЧ/СПИД мужчины семья эпидемия память вакцина демография рождаемость статистика напитки радиация наука старость отходы Госдума молодежь инфекция воспитание закон человечество безопасность продукты питания табак лобби опрос еда права человека гигиена счастье реклама пьянство косметика онкология психика фальсификат культура мышление ценности загар образ жизни Минздрав ответственность бактерии качество технологии традиции общество потребления образование мифы консерванты политика погода смерть женщина игромания скандал среда боль органик анонс окружающая среда ЧП инвалидность чистота личность бросить курить пенсия сироты угрозы история добро насилие история успеха благотворительность благосостояние качество питания Олимпиада зло нравы социальная политика загрязнение воздух кино психиатрия потребление молодость подростки информация личный опыт религия школа пенсионная реформа наркотик солидарность эко сельское хозяйство кризис цены миграция форум импорт выставка просвещение фестиваль коронавирус
 
Обсуждаемые статьи
 
Популярные статьи

Доноры - детям

Фонд помощи хосписам

Волонтеры в помощь детям сиротам. Отказники.ру

Наркоконтроль вместо Минздрава

Добавлено:
Расширение полномочий Госнаркоконтроля – это вторжение в сферу ответственности медиков. Помощь лицам, страдающим наркоманией, – исключительная компетенция только здравоохранения, считает президент Общества специалистов доказательной медицины д.мн. Василий Власов.
Как стало известно, правительство рассматривает проект нового федерального закона «Об органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ». Проект этот существенно расширяет полномочия органов наркоконтроля. Ряд положений его не может не вызвать тревогу медиков, и не только.
Напомним, что до 2003 года в России преступлениями, связанными с наркотиками, занималось МВД. Затем Государственный комитет по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ при МВД РФ был преобразован в Государственный комитет РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (Госнаркоконтроль России). В 2004 г. Госнаркоконтроль был преобразован в Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН).
Как следует из утверждений самой ФСКН, за почти 10 лет ее существования проблема наркомании в России не стала меньше. 
Теперь ФСКН предлагается наделить дополнительными полномочиями. Новый федеральный орган по контролю за оборотом наркотиков становится министерством с подчинением президенту, как Минобороны или ФСБ. Авторы законопроекта полностью исключили общественный контроль и гласность в отношении его деятельности. Предлагается предоставить ему беспрецедентные возможности в сборе и хранении данных на граждан России и иностранных граждан, а также право на почти неограниченное насилие не просто над гражданами, а над целыми территориями: право на закрытие территорий для въезда, на выселение граждан с территорий и из зданий, на использование бронетехники и угрожающего перечня «спецсредств».
Кроме контроля за производством и распространением наркотиков органам наркоконтроля присваивается странная, чтобы не сказать больше, функция «снижения незаконного спроса на наркотические средства и психотропные вещества». Это дает им право вмешательства в жизнь граждан, которые являются конечным пунктом «незаконного спроса», до того как граждане станут «незаконными потребителями». Иными словами, в сферу деятельности наркоконтроля включаются все граждане, поскольку они могут формировать «спрос».
Законопроект присваивает органам наркоконтроля и межведомственную координацию «в сфере реабилитации и ресоциализации лиц, допускающих немедицинское потребление» наркотиков. Между тем подобным координатором может быть только Минздрав. Законопроект использует формулировку «лица, допускающие... потребление». Допуск – это разрешение, согласие. Получается, что всякий, кто допускает потребление, может быть объектом воздействия органов наркоконтроля.
Очевидно, что речь идет о лицах, употребляющих контролируемые вещества с немедицинскими целями. Но, как представляется, это не ошибка в терминах, а одна из многих статей, расширяющая возможное применение закона к любому гражданину. И право на медицинское освидетельствование дается наркоконтролю, а не только медицинским организациям. Тем самым функция медицинской помощи и освидетельствование из независимого превращается в элемент оперативно-розыскной деятельности.
Здравоохранение, в компетенцию которого входит помощь лицам с проблемами, связанными с употреблением наркотиков, оказалось в сфере особенного интереса авторов законопроекта. Сотрудникам наркоконтроля дается право задерживать лиц, предпринявших попытку самоубийства. Видимо, авторы законопроекта руководствовались благородными побуждениями, но это выходит за всякие границы законности. Только медицинские работники должны иметь право ограничивать свободу человека по подобным показаниям.
Мало того: органам наркоконтроля предоставляется право задерживать лиц, осуществивших побег из психбольниц. Авторы законопроекта, видимо, не знают, что в России медицинская помощь оказывается при наличии добровольного информированного согласия больного. Если человек бежит из психиатрической больницы, то уголовному преследованию должны подвергаться сотрудники больницы, которые удерживали его там помимо воли. Ни о каком розыске и задержании не может быть и речи.
Статья 9 проекта предоставляет право наркоконтролю присутствовать на заседаниях Федерального собрания РФ и иных законодательных и исполнительных органов страны и ее регионов, то есть фактически право контроля над законодателем.
Как показала практика, самыми эффективными в оказании социальной помощи лицам, страдающим наркоманией, и бывшим наркоманам являются общественные организации. Очевидно, это раздражало ФСКН. Поэтому органам наркоконтроля предлагается дать право устанавливать критерии эффективности работы общественных организаций, занимающихся профилактикой наркомании, и участвовать в оценке их эффективности. Это не свойственная для государственного органа функция.
Ключевое положение в законопроекте занимает беспрецедентное расширение прав сотрудников органов наркоконтроля получать доступ к персональным данным граждан, «имеющим отношение к расследованию уголовных дел». Иными словами, право доступа предоставляется фактически к данным любого гражданина, поскольку «имеющий отношение» не является определенным процессуально зафиксированным статусом. Предполагается право неограниченного сбора и систематизации любых сведений, в том числе видеоданных, на любого, если наркоконтроль посчитает это необходимым. Более того, законопроект позволяет эту информацию передавать любым российским и иностранным организациям.
Предусматривается предоставление права наркоконтролю «принимать решение о нежелательности пребывания иностранного гражданина в РФ». Безусловно, такое право должно принадлежать только миграционной службе. Таких узурпаций прав разных органов власти в пользу наркоконтроля в законопроекте множество, например право принимать решение о блокировании сайтов Интернета по перечисленным основаниям, но не указываются процедуры принятия решения. Иными словами, органы наркоконтроля смогут сами принимать такие решения.
ФСКН всегда имела и имеет сегодня огромные полномочия. Тем не менее ожидаемых результатов это не принесло. Вызывает большие сомнения, что предлагаемые законопроектом суперполномочия помогут эффективности борьбы с распространением наркотиков. Зато возникает реальная угроза нарушения прав граждан и злоупотреблений в этой сфере.
********************
Василий Викторович Власов - доктор медицинских наук, президент Общества специалистов доказательной медицины.
Источник: НГ
Фото: www.thecourier.co.uk 
Версия для печати

Метки статьи: наркомания, общество, политика

Комментарии:

Читайте также:

Молодежь пьет всё меньше водки, таковы неожиданные результаты нового исследования Центра экономических и финансовых разработок при Российской экономической школе. Однако это не связано с последними антиалкогольными мерами правительства, считает  журналист Юрий Львов.

Консолидированный бюджет здравоохранения и образования в 2,5 раза больше бюджета Министерства обороны, так премьер-министр Дмитрий Медведев опроверг упреки в наращивании военных расходов в интервью журналистам пяти телеканалов.

В своем послании Федеральному собранию президент Владимир Путин дал понять россиянам, что им нужно самим следить за своим здоровьем, а не ждать улучшения медицинской помощи.