«Не каяться, а осудить действия своих родственников, осуществлявших репрессии»
Добавлено: 28 ноября 2016
Внучка томского чекиста Юлия Зырянова попросила прощения у Дениса Карагодина, правнука расстрелянного в 1938 году крестьянина, к гибели которого был причастен её дед. По мнению правозащитника Юрия Самодурова, внукам не нужно просить прощения за дедушек, участвовавших в репрессиях, им нужно сделать другое.
Идея публично просить прощения за своих дедушек или других родственников, виновных в осуществлении политических репрессий, кажется мне неудачной. Речь, по-моему, должна идти не о том, чтобы просить прощения у потомков жертв политических репрессий за своего родственника, который служил в ЧК— ГПУ-ОГПУ-НКВД— МГБ — КГБ и участвовал в репрессиях. А о том, чтобы потомки их публично осудили участие своих предков— родственников в проведении политических репрессий.
Точно так же поступили многие немцы — они осудили участие своих родителей и дедушек в преступлениях нацистов. Об этом, например, рассказывается в книге Норберта и Стефана Лебертов «Судьбы детей известных нацистов» (Мюнхен, 2000 г., перевод на русский 2005 г.). Кажется, только Гудрун Бурвиц (урожденная Гиммлер) не осудила действия своего отца. Мы ведь сегодня осуждаем сотрудников НКВД, участвоваших в пытках, арестах, фальсификации доказательств, расстрелах и т.д., если они не наши родственники? Почему же для родственников можно делать исключение?
Не призываю и не представляю себе, чтобы на у Соловецкого камня и у других памятников жертвам репрессий стали бы проходить церемонии с осуждением сотрудников органов госбезопасности, виновных в осуществлении репрессий, и с зачитыванием их имён потомками или родственниками. Бессмысленно просить прощения за действия этих сотрудников ГБ. Простить их нельзя, невозможно и неправильно (хотя понять их мотивы можно).
Не каяться, не просить прощения, а осудить действия своих родственников, осуществлявших политические репрессии, - вот что, по моему, важно. Мне кажется, что можно осудить их и публично, например, в письме, публикации или в выступлении, рассказывая о том, что они выбивали показания и расстреливали ни в чем не повинных, впоследствии реабилитированных людей. И в то же время не отказываться и даже продолжать любить своего деда, виновного в этих преступлениях за то, что он дал жизнь одному из твоих родителей, растил и воспитывал его. На мой взгляд, хуже всего поступает внук Молотова, депутат Никонов, который публично оправдывает своего деда и гордится им, несмотря на то, что подпись того стоит на приговорах к расстрелу тысяч неповинных людей, Приговорах, которые утвердили Молотов вместе со Сталиным и другими членами Политбюро.
Теперь о том, нужно ли потомкам сотрудников НКВД просить прощение за то, что дедушки их осуществляли репрессии. Никто не выбирает себе прадедушек, дедушек и родителей и просить прощения за то, что у него такие родственники нельзя и не нужно, никто этого не требовал и не требует..И мне кажется, что в ставшем уже широко известном письме к Карагодину его автор <Юлия Зырянова>не просит простить своего деда, сотрудника НКВД, за то зло, что тот причинил, в частности, деду Карагодина. Внучка осудила то, что её дед сделал. И ее символическое извинение перед Карагодиным за это зло понятно и оправданно. Но я думаю, что внук репрессированного человека не простил её деда и после получения от нее этого важного для нее и всех нас письма..
Только после личного публичного осуждения молодым поколением своих старших родственников за их участие в проведении массовых репрессий в СССР, можно надеяться на будущее судебное осуждение как преступлений, так и идеологии сталинизма, как не имеющих срока давности преступлений против человечности.
Для чего это нужно? Чтобы у нас не было «скелета в шкафу», когда речь идет об отношении народа и гражданского общества к своей истории. Чтобы мы могли заниматься проблемами своего настоящего и будущего, не имея на ногах вериг прошлого, с которым мы не разобрались.
Мотивировать молодежь на осуждение преступлений сталинского режима, в том числе участия в них своих близких, могли бы экскурсии в архивы с бесконечными папками дел репрессированных. Но таких экскурсий нет, а жаль! Мне кажется, что по примеру ставших очень популярными среди молодежи ночи музеев и библиотек можно организовать и «архивную ночь» и проводить экскурсии, например, в Архив ФСБ,в Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ).
Хочу просить руководителя Архива ФСБ генерала Николая Христофорова, избранного членом-корреспондентом РАН за огромную работу по публикации материалов архива, и руководителей ГАРФ — и.о. директора Л.А. Роговую и научного руководителя архива, профессора С.В.Мироненко — попробовать раз в году проводить у себя такую «архивную ночь». Но май взгляд, нет ничего невозможного в том, чтобы осуществить эту идею.
Трудно представить, где бы могли пересечься пути известного кинорежиссера, матери-героини из Киева, ночами пишущей стихи, и активистов борьбы за трезвость, не будь премии «На благо мира». Её жюри из миллионов юзеров оценивает творчество лишь по одному критерию, меняет ли оно мир к лучшему? О премии и первых победителях рассказывает президент Благотворительного фонда «На благо мира» Александр Усанин.
Треть россиян называют утрату нравственных ценностей одной из главных угроз для будущего страны. Но экономического кризиса мы боимся все же больше, сообщает ВЦИОМ.
Самая большая беда отечественной медицины — и советской, и постсоветской — состоит не в недофинансированности, не в плохой технической оснащённости и даже не в скверной подготовке кадров всех уровней. Главная беда — в принятом подходе к лечению, считает выпускник мединститута, а ныне Интернет-деятель Антон Носик.