5 марта многие СМИ рассказали о мероприятиях в связи с 64-й годовщиной смерти Иосифа Сталина. В кремлевском некрополе уже в 14-й раз прошла акция «Две гвоздики товарищу Сталину». Однако общество и СМИ забыли о не менее значимых для страны датах, напоминает журналист Станислав Кучер.
Весь воскресный вечер ждал, когда Зюганов или еще какой-нибудь псевдокоммунист расскажет о том, как у Кремлевской стены замироточил бюст Сталина. В отличие от Николая II, у «вождя народов» вчера был действительно серьезный повод напомнить о себе.
Когда 5 марта 1993-го по телевизору показали очередную демонстрацию сталинистов, моя бабушка Ольга Ивановна, чей дядя, боевой летчик, герой войны в Испании, был расстрелян в 1938-м, сделала такой прогноз: «Однажды люди разделятся на три категории. Одни вообще не будут знать, что случилось 5 марта 1953-го, для других этот день будет личным праздником, для третьих — днем личной трагедии. Когда первых и вторых окажется больше, считай, что страна стала выздоравливать. Я-то до этого точно не доживу, а у тебя и твоих ровесников есть шанс». Только сейчас я понимаю, какой оптимисткой была бабушка Оля…
Первая неделя марта знаменита как минимум тремя датами, связанными с одним из величайших событий в российской истории. 3 марта (по старому стилю 19 февраля) 1861 года был выпущен манифест императора Александра II об отмене крепостного права. Через два дня, 5 марта, в прощеное воскресенье, Манифест об освобождении крестьян зачитали во всех церквях Российской империи. 2 марта 1855 года будущий Александр Освободитель взошел на престол, а 1 (по новому стилю 13 марта) 1881-го был убит. Я со школьных лет время от времени задаюсь вопросом, почему ни об одной из этих дат почти никогда не вспоминают в федеральном телеэфире. При том, что, на мой взгляд, то же 3 или 5 марта давно можно было бы сделать общероссийским праздником.
Еще раз напоминаю: до 5 марта 1861 года в течение веков как минимум половина, а, по некоторым оценкам, большая часть населения России была рабами. А меньшинство — очень образованные, воспитанные и часто во всех отношениях приятные граждане, в их числе и багратионы, и пушкины, и тургеневы — рабов покупало, продавало, нередко насиловало, а иногда забавы ради убивало. У меня есть подозрение, что большинство из ныне живущих в России — потомки не пушкиных и багратионов, а как раз того большинства.
Так что же мы не празднуем, как бы его назвать, этот праздник, ну, как вариант — День русской свободы? Почему в России второго десятилетия XXI века уже как минимум десяток бюстов и памятников Сталину и только один — Александру Освободителю, установленный в 2005-м по инициативе СПС, в частности, лично Бориса Немцова? Почему сегодня о Сталине хотя бы пару связных предложений вам скажет каждый школьник, а об Александре II, осуществившем самые масштабные и прогрессивные в российской истории реформы, внятно рассказать смогут только студенты исторических вузов?
Смею предположить: ровно по той же причине, почему, согласно нашумевшему соцопросу, большинство россиян гордятся присоединением территорий больше, чем успехами в космосе. Потому что, в отличие от слова «победа», слова «свобода» и «реформы» вызывают у этого самого большинства смешанные и далеко не всегда радостные ассоциации. Потому что свободу даже тогда, в 1861-м, именно дали, выражаясь сегодняшним языком, спустили сверху. Потому что большинство перестали быть крепостными, но остались подданными и не мыслят жизни без барина. Барина можно любить или ненавидеть. Смеяться над ним, как смеялись над Ельциным, боготворить или бояться, как боготворят или боятся Путина. Но представить себе Россию без полновластного барина (царя, вождя, национального лидера), которого можно обвинить во всех своих бедах или возблагодарить за то, что не стало хуже, способно ничтожное меньшинство действительно свободных людей.
Так что неправа была моя бабушка в своем оптимизме. В сознании народном Сталин живее любого из Романовых и уж точно востребованнее Александра Освободителя.
Трудно представить, где бы могли пересечься пути известного кинорежиссера, матери-героини из Киева, ночами пишущей стихи, и активистов борьбы за трезвость, не будь премии «На благо мира». Её жюри из миллионов юзеров оценивает творчество лишь по одному критерию, меняет ли оно мир к лучшему? О премии и первых победителях рассказывает президент Благотворительного фонда «На благо мира» Александр Усанин.
Треть россиян называют утрату нравственных ценностей одной из главных угроз для будущего страны. Но экономического кризиса мы боимся все же больше, сообщает ВЦИОМ.
Самая большая беда отечественной медицины — и советской, и постсоветской — состоит не в недофинансированности, не в плохой технической оснащённости и даже не в скверной подготовке кадров всех уровней. Главная беда — в принятом подходе к лечению, считает выпускник мединститута, а ныне Интернет-деятель Антон Носик.