В Петербурге один из депутатов Законодательного собрания предлагает обязать российских велосипедистов сдавать экзамены и получать права. Инициатива заставила задуматься журналиста Дмитрия Губина, передвигающегося и по Петербургу, и по Москве на велосипеде.
Предложение ввести права для велосипедистов исходит от депутата, который в сегодняшней России является чем-то средним между Пуришкевичем и клоуном Макдональдом, — на исходящие от него репризы можно внимания и не обращать. Однако моя жена, которая не умеет водить велосипед, зато водит машину, всерьез говорит, что от расплодившихся велосипедистов в этом году не стало житья: ездят абы как, лезут под колеса. Меня же, прочно пересевшего на велосипед, пугают автомобильные нравы: в Москве меня чуть не впечатали в бордюр, а в Питере дважды — в поребрик.
Чего вы хотите? Платные парковки, эвакуаторы, пробки, здоровый образ жизни и битва за экологию сделали свое дело: мы, велосипедисты, действительно плодимся, как кролики. Но велодорожек в стране нет, а там где есть — нет к ним привычки. Девицы, гуляющие с йоркширами по велодорожкам парка Горького, вызывают ярость не у одного меня. Все как в начале автомобильного века, когда на дороге смешивались в кучу кони, люди, моторы.
Отстрел велосипедистов посредством лицензирования действительно соблазнителен: когда-то угроза лишения прав отучила российских водителей выезжать на «встречку». Однако там речь шла о смертельно опасных лобовых столкновениях. С велосипедистами, пугающими прохожих на тротуарах, ситуация другая. Хотя получить удар от «железного друга», как и сверзиться с него головой, — хорошего тоже мало.
Финны, например, приучая наших велосипедистов к строгим местным правилам движения (там всюду велодорожки), выдавали велошлемы в прокате бесплатно. Российских же автомобилистов на границе снабжали симпатичной брошюркой «Особенности национальной езды». Сегодняшний обязательный ближний свет фар слизан нами у скандинавов: его первыми переняли европеизированные петербуржцы, и только потом это стало законом. Поэтому раздавать смешные листовки в местах гнездования велосипедистов куда разумнее, чем вводить экзамены или размещать, как сегодня в Питере, унылые казенные билборды типа: «Велосипедист! Красный свет для тебя тоже!». Доброжелательная «мягкая сила» эффективнее запрета в тех случаях, когда речь не идет о катастрофе. Скажем, на «Фонтанке.ру» я прошел смешной тест на знание ПДД для велосипедистов, получил «двойку», устыдился — и теперь учу правила.
Несмотря на то, что устыдить Смольный либо мэрию Москвы отсутствием велодорожек у меня шансов нет.
Можно ли научить двухлетнего ребенка кататься на велосипеде? Подход традиционный: можно, но только на трех- или четырехколесном, ведь малышу трудно удерживать равновесие. Подход инновационный: можно, надо лишь изобрести велосипед, развивающий у ребенка чувство равновесия. Именно по такому пути пошел американец Райан МакФарланд, создавший велосипед без педалей.
Почему толстяки не любят ездить на велосипедах? Потому что им неудобно сидеть, и они боятся, что велосипед их не выдержит. А без движения они толстеют еще больше. Однако выход есть – большим людям нужны большие велосипеды.
Как совместить в одном флаконе любовь к движению и путешествиям, отдых на природе и посещение достопримечательностей? Правильно, заняться велотуризмом. Главное - чтобы компания хорошая была, считает PR-менеджер и велотурист со стажем Дарья Рудановская.