У них нет нефти, зато есть идеи. Чему нам стоит поучиться у финнов?
Добавлено: 06 сентября 2012
«Ну что там в Хельсинки смотреть?»- удивлялись друзья, узнав о моих планах поехать в Финляндию. «Кроме старины есть и другие интересные вещи, - возражала я. – Идеи, например». Что такого придумали финны в своей столице, признанной одним из лучших для жизни городов мира?
текст и фото: Татьяна Юрасова
Мы зашли в гостиничный номер и сразу же увидели первую идею. Это была корзина с тремя секциями для раздельного сбора мусора. Одна – для использованной бумаги, другая – для остатков еды и органики, а третья – для остального мусора: пластиковых бутылок, алюминиевых банок и т.д. Отходы постояльцев рачительные финны пускают во вторичную переработку или превращают в биогаз.
В раздельном сборе мусора ничего удивительного нет – жители многих европейских стран не один десяток лет сортируют мусор по трем, а то и пяти категориям. Но чтобы заурядную хозяйственную процедуру сделать предметом гостиничного интерьера – такого я еще не видела.
Дизайн давно стал национальной идеей и образом жизни финнов. Красивые дома, прекрасные памятники, удобные скамейки в парках, стильные предметы интерьера – из кресла вставать не хочется, чашки, бокалы словно созданы именно для твоей руки… Каждый раз, когда мы проходили мимо магазинов, продающих дизайнерскую продукцию, на меня нападали неукротимые приступы шоппинга. Цены, правда, охлаждали пыл.
На выставке в Музее дизайна я прочитала, что своим появлением он обязан социалистической идеологии, которая традиционно сильна в Скандинавии. Тамошний креативный класс очень хотел, чтобы и трудящимся были по карману красивые и стильные вещи. Поэтому массовое производство и дизайн быстро нашли общий язык. Между прочим, те же самые корни имеет и хорошо знакомая всем ИКЕА.
Особенно меня поразила посуда (рюмки, фужеры, бокалы) из пластика. На него финские дизайнеры перешли не от хорошей жизни. Изделия из стекла всегда стоили дорого, так как своего сырья для их производства в Финляндии не было, только импортное. Вот дизайнеры и стали экспериментировать с пластиком. Лично я не люблю пластиковую посуду, но финская оказалась не только дешевой, но и красивой – жаль, в музее запрещено снимать. Естественно, такая посуда довольно быстро вошла в обиход. Поэтому к финнам с полным правом применим французский лозунг 70-х годов: «У нас нет сырья, зато есть идеи».
Как вам, например, такая идея – крыша этого обычного на вид киоска по продаже мороженого оборудована солнечными батареями, которые, собственно, и питают холодильники с эскимо и пломбиром. Разве не удивительно: морозильные установки работают на энергии солнца!
А теперь снова вернемся к мусору. В центре Хельсинки на многолюдном бульваре Эспланада я увидела весьма стильный контейнер для мусора. На его бочине вместо какого-нибудь банального предупреждения типа «За выброс мусора мимо контейнера – штраф 100 евро» красовался – не побоюсь этого слова - политический плакат. Чем-то похожий на президента Российской Федерации человечек предупреждал по-английски «Маленький брат наблюдает за тобой». Ну как тут бросить мимо? Интересно, а чьим изображением можно было бы мотивировать граждан не бросать отходы мимо урн у нас в стране, подумали мы.
Однако стильные мусорки – это лишь часть местной политики в отношении мусора. Скажу честно: на протяжении всей поездки, где бы я ни ходила и что бы ни смотрела, боковым зрением я постоянно сканировала округу на предмет окурков, пустых бутылок и пластиковых пакетов. Я высматривала в парках, но люди на импровизированных пикниках ели свои сэндвичи, а потом уходили, ничего после себя не оставляя. На живописном острове Сеурасаари после музея под открытым небом (к слову, очень интересному) мы не поленились сделать крюк до зоны массового отдыха на противоположной части побережья. Мы сидели на нагретых солнцем валунах, смотрели на воду и удивлялись ее прозрачности. И еще больше тому, что на дне не было ни то что бочек с эмбрионами, но даже автомобильных покрышек и бутылок.
Мусор в нашем понимании я увидела лишь однажды - на Торговой площади у Южного порта. Днем там обычно бродят толпы туристов - скупают сувениры, обедают в закусочных под открытым небом, угощают жареной корюшкой наглых перекормленных чаек. Мы сошли на берег после морской прогулки и увидели буквально россыпи мусора на месте уже закрывшегося рынка. Однако пока я доставала фотоаппарат, на площадь выехали три уборочные машины. Через пять минут площадь выглядела как новенькая. Я вспомнила, как организована уборка мусора в нашем микрорайоне – взвод гастарбайтеров собирает его в пластиковые мешки, а потом неделю, а то и две они лежат в ожидании вывоза. И бездомные собаки радостно их потрошат.
Где бы и когда бы мы ни гуляли, - в парках, на набережных, на бульварах, утром и вечером, в солнце и в дождь, - мы всегда видели людей, занимавшихся бегом или финской ходьбой с палками - sauvakavely. Очень часто люди ходят спортивным шагом, но без палок. По концентрации на квадратный километр города, в финской столице бегунов и ходоков несравнимо больше, чем в Москве. Активный образ жизни – следствие реализации программы по оздоровлению населения, которую правительство затеяло с 1970-х годов. Сначала понастроили спортплощадки, корты, бассейны, а потом начали граждан агитировать и призывать. Раньше у финнов была отмазка, мол, мы бы рады, да негде, а на фитнес-клуб денег нет, а теперь всё, приходится заниматься. Палки для ходьбы нам даже в гостинице предлагали, правда, не навязывали.
Велосипед – это для финнов даже не спорт, а городской транспорт – по всем дорогам катят толпы мужчин и женщин на двух колесах. Этот туннель создавали под автомобильные нужды, но потом передумали и отдали его велосипедистам с пешеходами. Почему - я не знаю, но резон здесь есть, причем вполне в финском стиле. Люди с более высокой двигательной активностью живут дольше: по сравнению с автомобилистами, любители ходить пешком живут больше на 3, 5 года, а велосипедисты – и вовсе на 5,5 лет.
Но как правило, пешеходы и велосипедисты передвигаются по обычным тротуарам – каждый по своей полосе движения. Их не спутаешь – на одной нанесен силуэт человека с коляской, а на другой - велосипеда. Такие велосипедные полосы можно без проблем создать и в Москве – тротуары у нас, слава богу, широкие. Если, конечно, прежде навести порядок с парковкой автомобилей.
В Хельсинки проще ездить на велосипедах – воздух не так загазован. То ли близость моря сказывается, а то ли строгие экологические нормы, регулирующие эксплуатацию автотранспорта. Чадящих развалюх я там ни разу не видела, не говоря уж о «жигулях» и «ладах» с их стандартом «Евро-0». Зато в качестве такси там используют гибридный автомобиль «Тойоту Приус».
Где воздух – там и вода. В кафе мы попросили принести нам воды, и ее прямо на наших глазах налили в кувшин из-под крана. Оказывается, в Хельсинки спокойно пьют водопроводную воду – такая она чистая.
Эти металлические кабины – общественные туалеты на станциях метро. Бросаешь в монетоприемник 20 центов, и попадаешь внутрь. Нажал на одну кнопку – появилось сиденье, на другую – сработал невидимый смывной бачок, на третью – из стены брызнула струя воды, чтобы вымыть руки, на четвертую – подул теплый воздух сушки.
Как ни странно, самыми дорогими оказались удобства в McDonald’s – один евро. Уличные ватерклозеты стоят дешевле – 20-50 центов, но есть и бесплатные. С точки зрения обеспеченности этими важными объектами, Хельсинки, безусловно, очень удобный для жизни город. В том числе, для людей с ограниченными возможностями. Учет дополнительных потребностей этих людей в виде пандусов и т.д. - это базовая» опция в организации местной жизни.
************
А теперь о том, чего мы в Хельсинки не видели:
---Полицейских – мы их ни разу не видели и даже не знаем, как они выглядят. Конечно, они существуют, и наверняка у них немало работы. Но вооруженными с ног до головы группами они почему-то по улицам не прогуливаются. И даже у метро не стоят и не трясут тамошних "понаехавших тут".
---«Мигалок» и кортежей.
--- Ни одного «Бентли»! И, похоже, в Хельсинки дефицит «Порш Кайеннов» - в последний день мы увидели один, но и тот оказался с московскими номерами.
---Бродячих собак и кошек.
---Пьяных и сильно поддатых граждан.
По нашим наблюдениям, их отсутствие на улицах делает жизнь в городе еще более удобной и комфортной.
Наши соседи, финны, живут довольно долго. Мужчины — в среднем 75 лет. А женщины — 82 года и дольше. Конечно, дело и в экологии. Например, финской питьевой водой можно промывать раны. Но главная причина долгожительства — забота финнов о собственном здоровье.
Скандальная телеведущая и популярный блогер Ксения Собчак сейчас не так много читает, как десять лет назад. Зато она много работает, летает на истребителе и думает о родине.
Лидер «Аквариума» Борис Гребенщиков никогда не скрывал, что исповедует «незашоренную» жизнь. На своем опыте БГ проверил: сделать хорошую песню «под кайфом» невозможно.