Повторное открытие выставки Джока Стерджеса, начало «Артдокфеста», премьера балета «Нуреев», после которого актеры вышли на поклон в майках с изображением Кирилла Серебренникова...Что объединяет эти события, и почему на них стоит обратить внимание даже далеким от искусства людям, размышляет журналист Станислав Кучер.
Чуть больше года назад отбывавший срок в Карелии Ильдар Дадин написал письмо о пытках в колонии, которое вызвало грандиозный общественный резонанс – его опубликовали все новостные сайты и перепостили десятки тысяч человек по всей России от известных блогеров до обыкновенных «немедийных» граждан. Это массовое проявление неравнодушия сделало возможным то, что было сложно представить еще десять лет назад – мгновенную реакцию власти. Я тогда довольно оптимистично высказался в эфире на эту тему, заметив, что развернутая в интернете кампания солидарности важна еще и потому, что люди доказали: объединяться способны не только те, кто призывает запретить выставку Стерджеса или показ рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». И что, простите мне самоцитату, «в наши циничные, наполненные обреченным безразличием и неверием граждан в собственные силы времена это дорогого стоит», поскольку мир меняют активные и неравнодушные, и таких в стране становится больше. Несколько слушателей из числа тех самых, «кто духом пал и ни во что не верит», написали мне тогда: да какая разница, все равно Дадин сидит и сидеть будет, пока не сгниет в колонии. Спустя три с половиной месяца после тех событий Ильдар вышел на свободу.
Я столь подробно вспоминаю ту кампанию солидарности, потому что уверен: активность неравнодушных никогда не бывает напрасной, даже если в моменте нет «ни слов, ни музыки, ни сил». Даже если кажется, что все бесполезно и вариантов ноль. Даже если освободили Дадина, потому что вскоре арестовали Серебренникова. Даже если освободят Серебренникова, а потом арестуют еще кого-то, кто, по мнению того самого меньшинства, будет или невиновен, или незаслуженно строго наказан.
Проигрывают только павшие духом, погрязшие в негативе, сделавшие выбор в пользу бездействия и диванного протеста.
Год назад выставку Стерджеса закрыли, потому что активность проявила не видевшая работ фотографа компания озабоченных «хунвейбинов», и им никто не помешал, поскольку «прогрессивный» народ был занят оханьем и аханьем на тему «Как далеко зашло мракобесие!» А сейчас выставку снова открыли, несмотря на очередные выходки провокаторов, она работает и, уверен, будет работать столько, сколько захотят организаторы. На проходящем в Москве фестивале документального кино «Артдокфест» активисты движения SERB сорвали показ в «Октябре» фильма «Полет пули», которая рассказывает о войне на востоке Украины глазами бойцов украинского батальона «Айдар», и этот инцидент — не единственный, связанный с фестивальными фильмами на украинскую тему. Но фестиваль, организованный документалистом Виталием Манским, чье противостояние с Минкультом и лично Владимиром Мединским успело стать легендой, идет, и на премьеры билетов не достать. Идет он и потому, что Манский – человек со стержнем, который несмотря и вопреки делает свое дело, и потому, что «Артдокфест» поддерживают тысячи неравнодушных москвичей.
Но главная хорошая новость для всех, кто хочет жить в России без мракобесия – это, на мой взгляд, то, как прошла премьера балета «Нуреев» в Большом. Можно сколько угодно вспоминать, что присутствовавшие в зале представители правящей элиты не вступились публично за Кирилла Серебренникова – и это будет правдой. Но правдой будет и то, что они знали, куда шли. Что пресс-секретарь президента назвал премьеру «мировым событием». Что эти люди не перестали аплодировать, когда на сцену вышли артисты в майках с изображением опального режиссера. И что своим присутствием в зале сделали возможным то, что Ольга Романова в своей статье назвала победой Кирилла Серебренникова. И что, на мой взгляд, является победой того самого неравнодушного меньшинства, о котором я говорил в начале этой реплики.
Никто не обещал, что мирная борьба за будущее без мракобесия и насилия будет легкой. Но в притче про лягушек в банке с молоком, напомню, не тонет только одна — та, которая оптимистка.
Премьер-министр Владимир Путин лично ответил на жесткую критику блоггера, который в нецензурной форме охарактеризовал работу правительства по тушению пожаров в Центральной России. Путин назвал блоггера «молодцом».
Согласно статистике Минздравсоцразвития, в июле из-за аномальной жары смертность в России выросла на 8,6%, а в Москве на 50,7%. В абсолютных цифрах – это 40-50 тысяч смертей, подсчитал экономист Игорь Николаев. Можно ли было избежать столь огромного числа смертей?
Антиалкогольную компанию снизу проводит в Ростове-на-Дону неизвестная молодежная группировка. С криками «Русский не бухает» ее участники нападают на людей, распивающих алкоголь на улице, и избивают их. Одновременно стены и заборы города украсили многочисленные надписи «Русские не пьют» и «Русский, хватит бухать!».