Люди часто обсуждают, как воспитывать детей, бить их или не бить, но гораздо реже говорят о том, для какой жизни они их готовят. А ведь от этого зависит, какие качества и умения у детей нужно воспитывать – учить их уважать и доверять людям или, наоборот, никому не верить и думать только о себе, считает блоггер Сергей Мурашов.
Сразу уточню: в воспитании я ни бельмеса не понимаю. Но разговоры о детях и их воспитании навели меня на мысль. Мысль вот какая: мы часто обсуждаем, КАК воспитывать детей, бить их или не бить, дрессировать ли их с помощью электроошейников, или растить из них счастливых и креативных людей для светлого будущего... Но гораздо реже говорим о том, для какой жизни мы должны их готовить. А это очень важно, так как для жизни в определенных условиях человеку лучше иметь определенный же набор качеств и умений, наилучшим образом соответствующий именно этим конкретным условиям.
Это замечательно, когда наши дети растут добрыми, честными, отзывчивыми и открытыми людьми... Хотя, собственно, для кого хорошо? Для наших замечательных детей? Или для тех, кто будет пользоваться этими их качествами в своих корыстных интересах?
Помню, в какой-то книжке Урсулы Ле Гуин для школьников и юношества был описан такой эпизод: отец уговорил своего сына прыгнуть с лестницы к нему в объятия — отец стоял внизу и тянул руки к ребёнку, и мальчик, хотя и боялся, прыгнул, так как доверял отцу... А отец отошел в сторону. Мальчик упал, разбил в кровь лицо и колено... А отец ему, ошеломленному предательством, объяснил, что никому доверять нельзя. Что все вокруг друг другу враги, каждый сам за себя, и отец ему такой же чужой, как и все остальные... И если сын не научится полагаться только на себя, его тогдашние ссадины и шишки покажутся ему мелочью...
Расскажу историю из своей жизни, однажды мы, мальчишки лет 10-12, гуляя по лесу, нашли новенький воинский противогаз. Видимо, его только что потерял какой-нибудь офицер из соседней воинской части, во время учебного марш-броска... Трудно описать словами наш восторг по поводу находки — мы, мальчишки, были крепко повернуты тогда на военной тематике... Первым увидел противогаз мой приятель, он и понес трофей, по праву принадлежащий ему, находчику. Когда мы вышли из леса на дорогу, нам повстречались двое — отец и сын нашего примерно возраста, направлявшиеся в сторону станции. Мужчина попросил показать ему наш трофей, и Никита с гордостью дал посмотреть... Едва взяв в руки противогаз, мужчина достал из кармана складной нож и не спеша вырезал из нашего противогаза круглую резиновую заплату, поясняя сыну, что теперь будет чем заклеить рваную велосипедную камеру... Вырезав дыру, отец отдал противогаз онемевшему Никите, и они с сыном продолжили свой путь. Сколько уж лет прошло, а я помню это чувство унижения и беспомощности, и насмешливую ухмылку сынишки, наблюдавшего, как его папочка уродовал нашу находку...
Это ведь тоже было неспроста: отец показал сыну, что свои интересы, как бы ни были они ничтожны, вполне допустимо и нормально удовлетворять за чужой счет, если у тебя есть на это силы...
Третий случай произошел совсем недавно, буквально пару недель назад. Моя дочь пошла на очередной корпоратив со своими коллегами — сотрудниками лондонской юридической фирмы. В этот раз корпоратив закончился походом на картинг. В последнем заезде дочь была в числе лидеров, как вдруг загорелся желтый свет — значит, кто-то на трассе сломался или остановился, и всем надлежит снизить скорость и, пока не дадут зеленый, никого не обгонять... Дочь, естественно, так и сделала — и оказалась единственной, кто так поступил: все остальные ее немедленно обогнали...
Конечно, ничего страшного не случилось, все это было несерьезно, но дочка была удивлена таким пренебрежением к правилам безопасности, и готовностью ее коллег-мужчин обогнать ее хотя бы таким, нечестным, способом...
К чему я это все... А может, мы неправы, пытаясь воспитывать детей в любви, уважении и доверии? Может, их, напротив, надо учить никому не верить, думать только о себе и отказаться от «устаревших предрассудков»: честности, чести и пр.? Как видно, с таким отношением к жизни наши дети скорее добьются успеха — и в первую очередь именно в России, где ложь уже вошла в привычку...
К 2012 году вместо сладкой газировки PepsiCo обещает поставлять в школьные буфеты воду, обезжиренное молоко и соки без добавления сахара. Эта мера охватит школы в более чем 200 странах мира, сообщает Newsru.com со ссылкой на The Wall Street Journal.
Можно ли научить двухлетнего ребенка кататься на велосипеде? Подход традиционный: можно, но только на трех- или четырехколесном, ведь малышу трудно удерживать равновесие. Подход инновационный: можно, надо лишь изобрести велосипед, развивающий у ребенка чувство равновесия. Именно по такому пути пошел американец Райан МакФарланд, создавший велосипед без педалей.
«Штормовая погода», «гроза и ливень» - чуть ли не каждые выходные «радуют» нас синоптики. Но непогода не повод сидеть весь день перед телевизором. Чем занять детей дома? Совместные игры разгонят скуку и заставят детей забыть про ненастье.