«Российская школа превращается в своеобразный магазин, отпускающий услуги»
Добавлено: 18 сентября 2014
Госдума намерена изменить закон об образовании, чтобы оставить школьные группы продленного дня бесплатными. Новые правила вступят в силу с 1 октября. И они позволят школам переименовать «продленки» в группы социально-педагогического развития и установить плату за их посещение. Продленку нельзя делать платной, уверен независимый аналитик Александр Клюкин.
Учебный год в российских школах только-только начался, а с разных концов необъятной родины уже доносятся жалобы: старая добрая продленка стала платной. Собственно, об этом было объявлено еще в середине лета, но тогда большинство родителей не придали этому значения. Видимо, по привычке надеялись, что как-нибудь пронесет. Не пронесло.
В Москве стоимость продленки доходит до 12 тыс руб. в месяц, в Челябинске — до 6 тыс, в Иркутске, например, до 4 тыс руб. Суммы на первый взгляд не самые большие, но для неполных семей, для семей с малым и даже со средним достатком — чувствительные, а иногда и неподъемные. Некоторые уже поднимают в ружье бабушек и дедушек. Вот тебе, мол, бабушка, и Юрьев продленный день! Ну а если поднимать уже некого?
Платная продленка стала возможной из-за новой редакции закона об образовании, где она трактуется не как часть общего школьного процесса, как было в наши детские незабвенные времена, но как некая услуга по присмотру за детьми и по их развитию, за которую школьные учреждения вправе сами устанавливать и взимать плату.
Так российская школа из, если угодно, храма знаний и общественно-образовательного центра для всей округи, каковым она была как минимум последние 150 лет, превращается в своеобразный магазин, отпускающий услуги. Какой-то минимум знаний, согласно закону об образовании, пока бесплатно, а вот все остальное — по прейскуранту. Присмотрели за школьником с 14 до 18.00 — платите. Организовали для него кружок — платите. Спасибо, что за аренду места в школьном гардеробе, где висит куртка вашего ребенка, пока не додумались брать деньги.
Какова в этом вопросе позиция государства, тоже не до конца ясно. Министр образования еще в начале сентября подчеркнул, что школы у нас и так хорошо финансируются, и брать плату за продленку у них оснований нет. Однако берут же, и никто им это не запрещает. Ряд депутатов Госдумы, наслушавшись родительских жалоб, создают специальную рабочую группу по исправлению закона об образовании. Это вообще наш национальный вид спорта: сначала принять закон, не особо в него вчитываясь и не пытаясь представить, какие последствия он принесет в реальности, потом дождаться, пока он начнет действовать, потом ужаснуться, а потом ремонтировать поезд на полном ходу.
Но что делать, исправлять положение надо. Дело не только в деньгах, которые многие семьи просто не смогут платить. Дело, к сожалению, гораздо серьезнее — в имущественном разобщении и даже социальной розни — в том, что школа не может сеять в душах детей по определению. Но сеет.
Получается, что если семья финансово не тянет, то школьник, в том числе и первоклассник, должен быть предоставлен сам себе. Болтаться на улице, ждать, когда мама вернется с работы. И что гораздо хуже и опаснее для государства и общества — смотреть с улицы сквозь стекло на своих одноклассников, у родителей которых хватило средств заплатить за продленку. С завистью или с горестью — кто знает, что творится в детской душе? И чем это отольется, когда «изгой продленного дня» вырастет?
В Индии в свободную продажу поступил учебник по гигиене и здоровью, где мясоеды представлены в неприглядном виде. По версии его авторов, они лгуны, драчуны, насильники и воры
Российская система среднего образования уничтожает способность креативно мыслить и работать в команде. Такой вывод содержит доклад Всемирного банка. Третьеклассники из России демонстрируют лучшие результаты в мире, но в момент выпуска их результаты намного хуже, чем у ровесников из развитых стран, сообщает ИА «Финмаркет».
Пора возрождать в школах зубрежку и дисциплину - последние исследования в области психологии и педагогики показывают, что старомодные методы обучения положительно влияют на качество образования и успехи детей. Публицист Джоанн Липман рассказывает о своем строгом учителе и об успехах его учеников, которых он называл «идиотами».