«Если ваш ребенок не в состоянии делать уроки сам – у этого всегда есть причина»
Добавлено: 09 ноября 2015
Как сохранить мир в семье и одновременно сделать так, чтобы ребенок хорошо учился? Нужно бояться не плохих оценок, а потери близости и доверительных отношений со своим ребёнком, советует известный психолог Михаил Лабковский.
Делать уроки с ребенком не надо! Собирать с ним портфель не надо! Спрашивать «как там, в школе?» не надо. Вы и отношения портите, и результат получаете только отрицательный. Вам что, с ним больше поговорить не о чем?
У ребенка обязательно должно быть личное свободное время, когда он НИЧЕГО не делает: от двух до четырех часов в день. Тревожные амбициозные родители детей заорганизовывают: кружки, секции, языки… И получают неврозы и все, что к ним прилагается.
В отношениях со школой и педагогами вы должны быть на стороне своего ребенка. Берегите детей. Не бойтесь плохих оценок. Бойтесь довести до отвращения к школе и учебе вообще. Российские родители ориентированы на оценки. Это идёт еще с советских времен. Например, в моем классе учились два чеха и один поляк. После одной серьезной контрольной на собрании все НАШИ родители спрашивали про оценки, и только чехи и поляки спрашивали что-то вроде: «Как он себя чувствовал? Он волновался?» И это правильно.
Трудно сказать, у кого больше психологических проблем – у отличника или у двоечника. Отличники, которые берут усердием и «высиживают» свои пятерки, – тревожные дети с пониженной самооценкой.
Если ваш ребенок не в состоянии делать уроки сам – у этого всегда есть причина. Лень тут не при чем. Такой категории как лень в психологии вообще не существует. Лень всегда раскладывается на отсутствие мотивации и воли. Среди причин, по которым ребенок не делает уроки сам, может быть что угодно: повышенное внутричерепное давление, гипертонус, психологические проблемы, СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность). И вместо того, чтобы тратить свои вечера на совместное сидение над учебниками – лучше попробовать определить эту причину и работать над ее устранением.
Есть родители, которые хотят вырастить ответственных, самостоятельных, успешных детей. И бывают родители, цель которых – тотальный контроль над ребенком, а уж каким он там вырастет для них не так и важно – главное, чтобы не срывался с поводка. Как часто из-за тревоги по поводу оценок буквально рушатся семьи, крушатся отношения, родители и дети оказываются разъединены, иногда навсегда.
Психика у подростков и без того обострена, а месяцы подготовки к ГИА и ЕГЭ становятся по-настоящему черными временами для семьи: всех преследуют неврозы и депрессии, они провоцируют истерики, болезни, чуть ли не суициды.
Как избежать всего этого кошмара или хотя бы минимизировать последствия? Я думаю, сосредоточиться на любви и вечных ценностях.
Подумать о том, что довольно скоро, когда все оценки и экзамены сотрутся из памяти, будет важно только одно - не утратили ли вы близость, доверие, понимание, дружбу со своим ребенком…Ведь можно получить пятерку и потерять дочь. Сдать ЕГЭ, «поступить сына в институт», но уже не восстановить отношений.
Сегодня стартуют экзамены в школах – сначала месяц нервотрепки с ЕГЭ, потом суета со вступительными экзаменами в вузы. Как вести себя правильным родителям в период подготовки детей к экзаменам?
Значительная часть демонстративных попыток суицида у подростков повторяется: уже известная «разрядка» и знакомый выход из трудной ситуации. С настоящими, если умереть не удалось, дело обстоит сложнее. Почему хочется привлечь родителей по статье «Доведение до суицида», рассказывает психолог Катерина Мурашова.
В России уровень детских самоубийств в три раза выше, чем в мире. «Почему наши дети кончают с собой, и как не допустить суицида?» - эту тему вынес на обсуждение Андрей Макаров в своей телепрограмме «Свобода и справедливость». Как оказалось, удержать детей от самоубийства можно тем же способом, что и взрослых.