Болеть по чину: новый подход к охране здоровья госслужащих
Добавлено: 05 ноября 2014
Власть приравняла труд чиновников к вредному производству и разрешила их лечить по-особенному.
текст: Светлана Сухова
В пылу думских баталий вокруг концепции нового бюджета, не говоря уже об иных, наделавших немало шума законотворческих инициативах народных избранников, тихо и безболезненно прошли поправки в закон «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации»: Дума одобрила их, не задавая лишних вопросов. Всего несколько строчек текста, но после них жизнь российских чиновников стала ощутимо комфортнее: на фоне грядущего сокращения расходов на здравоохранение для остального населения они отныне будут получать медобслуживание на спецусловиях, как граждане, занятые, например, на вредных производствах.
В начале думского пути законопроект являл собой пример юридического крючкотворства. И состоял тогда всего из пары строк: предлагалось исправить грамматическую ошибку в статье 18 части 2, поставив словосочетание «медицинской помощью» в родительном падеже. Иной, не нюхавший российской политической кухни обыватель возмутился бы: мало ли в стране проблем, что депутаты заняты не чисткой авгиевых конюшен в экономике и социалке, а смахивают пылинки и в без того исправном тексте? Но знакомые с аппаратными тонкостями прохождения законопроектов уже тогда были не столь категоричны в суждениях, оценив список авторов поправок — аж шесть депутатов. Не то чтобы необычным было само число — нынешний состав Думы продемонстрировал способность записать в авторы чуть ли не весь состав палаты, если к тому вынуждает политическая необходимость. Но чтобы сразу шестеро взялись исправлять падеж одного словосочетания в законе, отношения к политике не имеющем, такое возможно разве что с подачи одной инстанции. Поправку внесли три представителя Татарстана и еще по одному — от Башкирии, Алтая и Подмосковья. Только двое из них — члены профильного комитета по здравоохранению, остальные далеки от этой сферы — комитеты по обороне, труду, безопасности и промышленности.
Догадки превратились в очевидность 10 октября, когда законопроект вышел на второе (и сразу третье) чтение. За месяц его текст, как та собачка из всем известного детского стишка про даму и багаж, изрядно подрос. Помимо еще одного словосочетания (вместо «социально-значимых» — «социально значимых», без дефиса) там появился целый абзац, коим следовало дополнить статью 42 вышеупомянутого закона. Новая норма касалась особенностей организации оказания медпомощи лицам, занимающим госдолжности и замещающим должности государственной гражданской службы, а также «иным лицам». Напомним, что госдолжности — высшая каста чиновников: президент, премьер с заместителями и министрами, главы Конституционного и Верхового судов, спикеры и их замы обеих палат парламента, руководство силовых неминистерских структур, равно как и все региональное руководство разных уровней и т.д. У всех них, правда, и так были привилегии по части медобслуживания — спецполиклиники, даже управления. Но ведь нужно окормлять не только верхушку чиновничьего аппарата, чей состав ограничен, но и не чуждый ему контингент — известных деятелей науки, искусства и пр. Тех, кто в советское время имел статус «заслуженных». Коротенькое «иных лиц» — та самая лазейка: кто глянется, тот туда и попадет (хоть члены семей, хоть неродственная номенклатура). Главное в том, как будет финансироваться спецобслуживание: в отличие от остальной сферы здравоохранения — не только за счет фонда Обязательного медицинского страхования (ОМС), как положено для рядовых граждан, но из федерального бюджета тоже, что и гарантирует не только «особенность», но и обязательность предоставления медуслуг.
Насчет «особенности»: в поправках указано, что она определяется распоряжениями правительства и президента. Стало быть, нас ждет еще один резиновый список допущенных к спецсобслуживанию.
Кстати, в тот же день, когда думское большинство одобрило поправки в законопроект «Об охране здоровья», оно отклонило другой проект — по той же теме, но с другим знаком. Речь шла о поправках в закон о госслужбе, запрещающих чиновникам и членам их семей (женам и детям) иначе как в порядке общей очереди Минздрава выезжать на лечение за рубеж. Один из авторов проекта Владимир Федоткин рассказал, что за его принятие проголосовали только коммунисты: «Остальные — ЕР, ЛДПР и СР — вообще не стали голосовать, будто их не было в зале». По его словам, даже думское большинство понимает справедливость предложенного, но они не могут себе позволить проголосовать «за». А хорошо, если бы чиновники ходили в те же поликлиники, ложились бы в те же самые больницы, что и большинство россиян, беря с собой простыни, подушки, шприцы и лекарства. В официальном отзыве комитета по здравоохранению было сказано, что проект Федоткина нарушает статью 19 Конституции — о равенстве прав и свобод человека и гражданина. В поправках о поощрении новой номенклатуры, надо полагать, таковых нарушений найдено не было. Как и в принятом полтора года ранее запрете для чиновников на счета за рубежом.
После думского голосования медицинские нововведения пошли экспрессом — законопроект, приравнявший высших бюрократов и «иных лиц» по их усмотрению к работникам вредных производств, был оперативно принят Советом Федерации, а потом подписан президентом. 2 ноября новая норма вступила в силу.
Будем здоровы?..
Особая категория
Контекст
Чиновники вошли в медицинский «спецконтингент»
Думские новации оснастили чиновников медицинскими привилегиями, предусмотренными в статье 42 закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». В особую категорию граждан отнесены жители закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО), территорий с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, работники организаций, включенных в перечень отраслей промышленности с особо опасными условиями труда.
Опасные территории и вредные условия работы среднестатистический россиянин в состоянии себе представить. С ЗАТО требуются пояснения.
Первые административные образования закрытого типа были созданы в СССР в 1946-1953 годах во время работы над атомным проектом, потом почин затронул другие начинания. В советское время ЗАТО были засекречены и за разглашение сведений о городе и жителях полагалась уголовная ответственность. В качестве компенсации за сложности, связанные с проживанием в ЗАТО, жители таких образований попадали в разряд спецконтингента — они обеспечивались улучшенным снабжением, включая даже дефицитные товары, получали 20 процентов надбавки к зарплате. Медобеспечение тоже было особым. На сегодняшний день в России осталось 44 ЗАТО с населением в 1,25 млн человек, 33 из них принадлежат Минобороны, а 10 — Росатому. Попасть на их территорию по-прежнему можно только по специальному разрешению.
Комиссии в утешение
Детали
На прошлой неделе глава комитета Госдумы по здравоохранению Сергей Калашников предложил депутатам новые поправки в закон «Об охране здоровья». Речь идет о создании специальных комиссий в регионах и на федеральном уровне, которые выносили бы окончательный вердикт о закрытии тех или иных медучреждений. В селах при этом интересовались бы мнением жителей. Забота о чаяниях обывателя, правда, сильно запоздала: даже при самом быстром развитии событий законопроект вряд ли будет принят до нового года. Между тем сокращение медучреждений идет полным ходом не первый месяц, да и средств на содержание всех, еще пока не упраздненных поликлиник, больниц, центров первой помощи и т.д. в бюджете не заложено. Расходы на здравоохранение, согласно принятой в первом чтении концепции бюджета, планируется сокращать на протяжении ближайших трех лет. И это, как говорится, вопрос решенный. Так что комиссии, даже если будут созданы, станут сущей издевкой: они появятся тогда, когда львиная доля приговоренных в этом году к сокращению медучреждений будет уже закрыта, а оставшиеся подпадут под бюджетные ограничения. Сам Калашников о перспективе выразился изящно: «Это не означает, что не надо сокращать, но нужно посоветоваться с людьми, которые живут на этой территории»...
«Куда важнее купить лояльность чиновников...»
Прямая речь: Владимир Федоткин, депутат Государственной думы, член комитета по бюджету
Денег на здравоохранение сегодня не находится ни в бюджете, ни в фонде Обязательного медстрахования (ОМС). Нет у правительства и возможности повысить зарплаты медперсоналу. Вот и выходит, что врачи в среднем получают по 27 тысяч, медсестры — 15-17 тысяч, нянечки — 14 тысяч рублей. Это официальные данные. Ужас? Но настоящий кошмар в том, что эти цифры завышены в 2-3 раза. Я лично видел зарплатные ведомости в региональных больницах с зарплатами в 5-6 тысяч рублей в месяц. Кто на такие деньги польстится? Разве что при условии работы на 2-3 ставках, но после такой нагрузки медперсоналу самому впору становиться пациентами собственных больниц. Что подчас и происходит. На заседании комитета мы спросили представителей профильного министерства, могут ли они хотя бы проиндексировать зарплаты медперсонала на уровне официальной инфляции — 5,5 процента. Те ответили, что если это сделать, придется проводить массовые увольнения.
Стоит ли удивляться, что Россия занимает 115-е место в мире по степени финансирования здравоохранения (это где-то на уровне Мозамбика), по доступности медуслуг — 130-е место, а по продолжительности жизни — аж 158-е. Такого сокращения финансирования этой сферы не наблюдалось уже 15 лет. Даже в самые черные кризисные годы 1998 или 2008 на здоровье нации тратили куда как больше. А в будущем году, согласно новому бюджету, на эту сферу выделяется на 115 млрд рублей, то есть на 22 процента, меньше, чем в этом.
Перспектива еще краше. К 2017 году, согласно проекту нового бюджета, от нынешнего объема средств на здравоохранение сохранится 77 процентов. И это без учета инфляции, а если с ней — то 50 процентов. Особенно болезненно скажется на россиянах сокращение стационарной помощи: ее и так уже уменьшили, но финансирование еще урежут процентов на 30 — 162 вместо 270 млрд рублей. Число больниц уже сократилось вдвое — на 6 тысяч единиц, поликлиник — на 3200 единиц (15 процентов), женских консультаций — на 3 тысячи, а сельских акушерских пунктов — аж на 7 тысяч. Потихоньку все затраты на лечение перекладываются на плечи больных. И ладно бы только они... Мне избирательница жаловалась: раньше в деревне был фельдшерско-акушерский пункт, и она там делала мужу, пережившему инсульт, уколы. Теперь пункт закрыли, и ей приходится ради капельниц везти его за 25 километров в райцентр...
Расходы на амбулаторную помощь в ближайшие три года сократятся со 113 до 78 млрд рублей. Так что теперь не только этой женщине, а и многим россиянам, чтобы попасть к врачу, придется ехать подчас не 20-30, а все 100 километров до ближайшей поликлиники. Сокращается с будущего года и первичная медико-санитарная помощь — в 1,5 раза. И при этом строятся десятками огромные суперсовременные медцентры. Но в них зачастую попадают те, кому не смогли помочь на стадии первичной помощи — диагностировать и пролечить на ранней стадии болезни. Разве рационально вкладывать миллионы в новехонькие центры, когда можно было бы снизить надобность в них путем развития центров первичной помощи и диагностики? А охрана здоровья матери и ребенка? Ее финансирование сокращается почти в 2 раза только в будущем году, а к 2017 году — аж в 8 раз.
Фонд ОМС, на который так уповают, уже остродефицитный. Потому что половину взносов перечисляют регионы, а они сами в долгах, как в шелках,— аж на 2 трлн рублей. Потому в правительстве и решили изъять в 2015 году из фонда ОМС на сбалансирование бюджетов регионов 140 млрд рублей. В 2016-2017 годах — еще по 130 млрд рублей. Парадокс! Деньги перечислялись на лечение населения, а их изымают, чтобы как-то там сбалансировать бюджеты. Повторяется история с накопительной частью пенсии: люди откладывали на будущее, но второй год правительство изымает эти средства на какие-то свои цели, а придет срок платить, так денег не найдут днем с огнем. Нынешнюю власть, похоже, такая перспектива мало заботит. Куда важнее купить лояльность чиновников за счет еще больших привилегий. В том числе в сфере медобслуживания.
**********
Автор — депутат ГД, экс-председатель Рязанской облдумы, доктор экономических наук, член Совета Федерации с 1997 по 2001 год/фото: finam.fm
В этом году рак вышел на первое место в списке основных убийц человечества. Одна из основных причин его роста – загрязнение окружающей среды. Но в России вопросы экологии и честная медицинская статистика мало кого волнует, пишет в своем блоге эколог Алексей Яблоков.
Больницы и клиники обяжут страховать ответственность перед пациентами. Компенсация за причинение им инвалидности составит 500 тыс руб., а за умершего пациента медучреждение заплатит два миллиона руб.
Каждому пятому россиянину не хватает денег на покупку необходимых лекарств, больше половины жителей страны оценивают расходы на их покупку как существенные для своего бюджета, свидетельствуют данные опроса ВЦИОМ.