В вашем браузере не включен Javascript
Напишите нам
Последнее обновление
сегодня, 00:04
Мы в соцсетях
  • ВКонтакте
  • Facebook
  • Twitter
Метки статей
холестерин долголетие гены алкоголь рейтинг дети инсульт инфаркт любовь смертность донор пищевое отравление здоровье лишний вес секс сердце зависимость активность фитнес здоровый образ жизни здравоохранение медицина спорт питание депрессия стресс права потребителей климат экология психология время вегетарианство медитация похудение профилактика рак общество лекарства ожирение старение экономика ДНК исследование ВИЧ/СПИД мужчины семья эпидемия память БАД грипп биоритмы вакцина демография статистика гипертония сахар болезни наука ОМС старость праздник донорство трансплантология аллергия генетика инфекция закон телевидение медосмотр заболевания безопасность технология печень молоко сон еда фармацевтика права человека диета реклама туберкулез диабет зрение добавки простуда возраст родители онкология витамины иммунитет психика продолжительность жизни фальсификат ГМО культура диагностика лженаука оздоровление ценности образ жизни Минздрав антибиотики бактерии артрит суставы технологии здоровое питание ДМС образование мифы кожа эмоции политика новый год страхование погода смерть излучение беременность псевдонаука женщина давление скандал голодание боль анонс инновации эвтаназия инвалидность сосуды личность бессмертие волосы мозг фармкомпании анорексия история добро насилие история успеха стоматология благотворительность похудеть личная эффективность нравы неврология врачи социальная политика самолечение психиатрия ложь аутизм антиоксиданты молодость позвоночник спина личный опыт переедание зубы рак груди крионирование школа солидарность обучение форум животные просвещение интеллект эмбарго
 
Обсуждаемые статьи
 
Популярные статьи

Доноры - детям

Фонд помощи хосписам

Волонтеры в помощь детям сиротам. Отказники.ру

Уровень бездумности Положение России в международных рейтингах образования расходится с реальностью

Добавлено:
В нашей стране 4% населения в возрасте от 25 до 64 лет имеют только начальное образование. 2% населения вообще нигде не учились. Эти сенсационные выводы — из только что вышедшего сборника «Образование в цифрах», выпущенного в 2019 году НИУ ВШЭ на основании данных Росстата, Минпросвещения, Минобрнауки, Федерального казначейства РФ и ОЭСР.
текст: Александр Трушин
Четыре процента населения с начальным образованием — это 5,6 млн живущих сегодня наших людей, которые не смогли усвоить программу начальной школы и не перешли в 5-й класс. Может быть, они кое-как умеют читать, писать и считать, но очень плохо. Не понимают, что читают, пишут и считают с ошибками. В таких случаях психологи предпочитают говорить о функциональной неграмотности. Фактически эти люди не способны жить в современном обществе. Потому что для продолжения обучения в основной школе, колледже или вузе нужно не только уметь читать, но и понимать смысл текста. И это нужно не только для школы. Человек, не способный понимать прочитанное, не может адекватно приспосабливаться к жизни в меняющемся мире. Например, не может освоить профессию.
«Твой ребенок умеет читать?» — спрашивают друг друга родители поступающих в 1-й класс детей. Но большинство имеет в виду умение складывать буквы в слова, а не понимание смысла прочитанного. В начальной школе внимание учителей сосредоточено в основном на технике чтения — сколько слов ребенок прочитает в минуту. И очень мало учат понимать прочитанное.
Специалисты говорят, что в Финляндии в начальных классах есть специальные программы обучения пониманию текста. Конечно, у нас тоже есть учителя, которые учат понимать и думать. Этот разговор — не к ним, а ко всей системе образования, которая направлена на запоминание и повторение («мать учения»). В 5–9-х классах материалы учебников все более усложняются. Дети, не научившиеся понимать тексты в начальных классах, с этим не справляются. Их просто отчисляют из школы. Вот еще две цифры из сборника НИУ ВШЭ.
Охват образованием детей от 5 до 14 лет — 97,6 процента. В 15–19 лет — 88,0 процента. То есть учат, учат, а в итоге 12 процентов подростков оказываются выброшенными на улицу.
Их судьба, похоже, не волнует ни родителей, ни бывших учителей, ни органы опеки. Может быть, это дети с ограниченными возможностями? Об этом приведенная статистика умалчивает, но, судя по всему, те самые 2 процента населения, которые никогда нигде не учились, и попадают в эту категорию. А остальные? В большой стране пара процентов — это миллионы человек.
Психологи считают, что, если до 12 лет ребенка не научили понимать, что он читает, он пополняет функционально неграмотную часть населения.
В России проводятся исследования на эту тему, но они закрыты.
Елена Ленская, декан факультета менеджмента в сфере образования Московской высшей школы социальных и экономических наук РАНХиГС говорит со ссылкой на исследования PISA, что
«в нашей стране от 16 до 20 процентов детей не достигают функциональной грамотности по чтению, математике и основам естественных наук».
Напомним, речь идет о 15-летних ребятах, которых еще не выгнали из школы.
Дети вырастают. Как там, во взрослой жизни обстоит дело с навыками понимания, которые сейчас стали называть «когнитивными»?
В 2013 году ОЭСР организовала исследование ключевых компетенций взрослого населения PIAAC (Programme for the International Assessment for Adult Competencies). Оно проводилось в 35 странах, в том числе и в России. В мире всего участвовали в исследовании более 200 тыс. человек, в России — 5 тыс. Результаты семь лет не предавали широкой огласке в нашей стране. В этом исследовании изучались три ключевые компетенции: грамотность чтения, математическая грамотность и умение решать задачи в технологически насыщенной среде. «Первый показатель,— поясняет Илья Коршунов, заместитель директора Института образования НИУ ВШЭ,— определяет умение человека работать с информацией. Второй — степень владения абстрактной логикой. Но самый важный из показателей — третий, потому что он определяет умение человека принимать самостоятельные решения на основе анализа данных. То есть способность человека думать и достигать своих целей, используя для этого современные технологии».
Так вот, по первым двум показателям у наших соотечественников результат чуть выше среднего по ОЭСР — 275 баллов. Максимум — у Японии (295 баллов). Далее стоят Финляндия, Бельгия, Нидерланды, Швеция... Худший результат — у Италии и Испании.
А вот по третьему показателю — умению думать, самостоятельно решать задачи в технологически насыщенной среде — мы оказались на предпоследнем месте: только 40 процентов людей в возрасте от 16 до 24 лет и 10 процентов в возрасте 55–65 лет умеют это делать.
Позади нас — только Польша. А на первом месте — Корея. И дальше опять же Финляндия, Швеция, Нидерланды, Бельгия…
В принципе этот показатель к 60–65 годам снижается во всех странах, поясняет Илья Коршунов. Но у нас этот процесс начинается раньше — в 40–45 лет. Это видно по уровню зарплат: у нас пик приходится именно на этот возраст. А в странах — лидерах рейтинга самые большие зарплаты у людей в 60–66 лет. И учатся там в системе непрерывного образования до 80 лет.
«Это вопрос развития человеческого капитала,— говорит Илья Коршунов.— Качество рабочей силы влияет и на производительность труда, и на рост экономики в целом. Сегодня требуется совокупность компетенций, активности, трудоспособности работников, которые создают добавочную стоимость. А когнитивные навыки — это та основа, база, на которую надстраиваются быстро меняющиеся профессиональные навыки. К сожалению, мы сегодня отстаем от развитых стран именно в умении думать и оперативно решать текущие задачи и проблемы».
Закладываться и формироваться это умение должно в школе. Олег Подольский, руководивший проектом PIAAC в России в 2013 году (сейчас — директор направления по подготовке кадров для цифровой экономики Университета национальной технологической инициативы «2035»), отмечает: «В этом исследовании самые высокие результаты по грамотности чтения наблюдаются в Японии, Бельгии, Финляндии, Нидерландах. В этих странах в целом и достижения взрослых по результатам исследования высокие, и людей с низким уровнем функциональной грамотности немного. Есть гипотеза, что это связано с высоким качеством школьного образования, с одной стороны, и с высоким уровнем социальных гарантий — с другой: многие люди имеют доступ к качественному образованию».
Гипотеза пока что повисла в воздухе. Но, кажется, ее доказательство может объяснить, почему мы уже несколько десятилетий не можем как следует организовать экономику и наладить свою жизнь.
источник: «Огонёк»
фото:www.oxfordlearning.com
Версия для печати

Метки статьи: образование, школа, обучение

Комментарии:

Читайте также:

Поступление ребенка в первый класс – это, помимо всего прочего, еще и масса бытовых хлопот, среди которых, пожалуй, центральное место занимает переоборудование комнаты вчерашнего дошколенка. Самый легкий вариант – купить письменный стол и стеллаж и «вписать» их в уже готовый интерьер. Самый легкий, но отнюдь не самый правильный. 

Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий предлагает распространить преподавание основ православия фактически на весь школьный курс. Если это будут делать очень быстро, то в итоге получится халтура, считает журналист Антон Орех.

Госдума намерена изменить закон об образовании, чтобы оставить школьные группы продленного дня бесплатными. Новые правила вступят в силу с 1 октября. И они позволят школам переименовать «продленки» в группы социально-педагогического развития и установить плату за их посещение. Продленку нельзя делать платной, уверен независимый аналитик Александр Клюкин.