Перевод обучения на дистанционную форму стал серьезным испытанием для учителей, родителей, а подчас и детей. Изучив основные проблемы, учитель высшей категории и многодетный отец Азрат Сафаров обнаружил в дистанционке немало плюсов.
Анекдот вместо эпиграфа: «Знаете, чем отличается заочное обучение от заочного питания? – Чем? – Ничем!»
В последнее время тема дистанционного образования вышла на первый план, по крайней мере, в среде учителей и родителей. Так получилось, что наша многодетная семья педагогов оказалась сразу по обе стороны баррикад: я хорошо себе представляю, каково и тем, и этим. Если кратко, то обоим хуже. Но это не значит, что нельзя выработать оптимальный способ работы и найти плюсы в сложившейся ситуации. Можно и нужно.
Я попробую проанализировать основные проблемы, с которыми сталкиваются учителя и родители, отчасти и дети, в ходе дистанционного обучения. Разумеется, мы найдем и положительные стороны дистанционного образования, ведь позитив - это главное, что всем нам сейчас необходимо!
Проблема № 1: «Много задают»
Решение для родителя: «Выделить адекватное время и постараться сделать максимум из заданного».
Решение для учителя: «внезапно: задавать меньше».
Комментарий: Понятно желание учителей сохранить темп и поддержать интенсивность обучения, особенно, если речь идёт о выпускных классах. И действительно, современные методы дистанционного и электронного образования позволяют организовать обучение, по насыщенности практически не уступающее очному. Вот только не все ученики объективно могут его поддержать. Так что, уважаемые коллеги, нужно либо индивидуализировать задания с учётом возможностей конкретного ребёнка (если вы сами готовы столько работать), либо скрепя сердце задавать меньше. Да, качество обученности снизится, но в текущей ситуации это нормально.
Родителям же нужно постараться проконтролировать, действительно ли ребёнок тратит на выполнение уроков отведенное на них время. Возможно, он просто прокрастинирует, оказавшись предоставленным себе в плане организации рабочего времени. Отсекайте время выполнения заданий (делать их день напролёт в любом случае неэффективно), требуйте максимальной отдачи во время выполнения. Может оказаться, что большинство заданий вполне выполнимы за 30-40 минут. Учителя ведь не враги себе - им их ещё и проверять.
Проблема № 2: «Сложные темы»
Решение для родителя: «Не вникайте в темы, помогайте в организации, но не решайте за ребёнка»
Решение для учителя: «Выбирайте темы попроще»
Комментарий: Проблема в чём-то перекликается с предыдущей, но связана уже не с количеством, а с содержанием образовательных материалов. Очевидно, что в конце учебного года нелегко выбрать из оставшихся тем те, что попроще. Но никто не мешает дать их на более простом уровне, либо просто оставить на следующий год, занявшись повторением.
Родителям же хочется дать универсальный совет, применимый не только для текущей ситуации: не нужно делать домашние задания за ребёнка. Если он не справляется, то нужно в первую очередь снять тревожность свою и его (а сейчас не стоит нервничать).
Потом можно связаться с учителем и уточнить, чем именно можно помочь ребёнку. Если учитель не может посоветовать вам что-то конкретное, то поставьте его в известность, что пока ребёнок будет выполнять только те задания, которые он может сделать, а выяснение вопроса, почему он не может сделать всё, отложите на потом.
Проблема № 3: «Ресурсы висят/работают некорректно»
Решение для родителя: «пусть висят - отвиснут, сделаем».
Решение для учителя: «пусть висят - отвиснут, сделаем».
Комментарий: Не берите на себя ответственность за технические неполадки, будь то проблемы с Интернетом, образовательными ресурсами или техникой. Да, если вы учитель, нужно постараться найти оптимальный набор ресурсов для проведения дистанционного и онлайн-обучения, но если си с ними возникают проблемы, то это хороший повод... выпить кофе. Та гиперответственность, которая характерна для большинства учителей и части родителей, в настоящей ситуации идёт во вред: нам и так хватает из-за чего волноваться, зачем к этому списку добавлять ещё и проблемы с пересылкой материалов для обучения? Выдохните...
Проблема № 4: «Как сдавать экзамены?»
Решение для родителя: «готовиться как раньше, только дистанционно».
Решение для учителя: «организовать дистанционную помощь».
Комментарий: Проблемы нужно решать по мере их поступления. Пока неизвестно, как будет проходить ГИА в этом году и будет ли вообще, поэтому самое плохое, что можно сделать в этой ситуации - начать переживать. Наверняка ваши дети успели начать подготовку к ОГЭ и ЕГЭ до введения карантина, теперь у них ещё больше времени, чтобы прорешивать задания на сайтах типа решуегэ.ру. А онлайн-консультирование со стороны учителя или репетитора ничем не отличается от очных занятий. Так что в плане подготовки к экзаменам текущая ситуация скорее выигрышная.
А теперь обещанные плюсы дистанционки:
1. Можно пить пиво на уроке, в случае видеоурока его необходимо поместить в тару без опознавательных знаков. Не рекомендуется для учеников и учителей, не достигших 18 лет.
2. Если не знаешь ответ на вопрос учителя/ученика, можно замереть на 10 секунд во время видеоурока, а потом пожаловаться на перебои со связью и быстро перейти к другой теме. Важно, чтобы при этом ваши коты/домашние не лезли в холодильник на заднем фоне.
3. Можно посмотреть, какая из образовательных платформ висит в данный момент, и сказать, что именно на неё ты выложил (ответ на) домашнее задание к этому уроку.
4. Можно позаниматься со своим ребёнком, если ты родитель, и ощутить сложную гамму чувств: чему их там вообще учат в этой школе?/ ого, я ещё что-то помню/ вот я в твои годы не был(а) таким(ой) бездельником(цей)/ это она каждый урок столько задаёт?/ *орёт*/ *ревёт*.
5. Можно позаниматься со своим ребёнком, если ты учитель, и ощутить сложную гамму чувств: смотри, как это просто/ ты правда не понимаешь?/ да я даже Сидорову это с пятого раза, но объяснил(а)/ *орёт*/ *ревёт*.
6. Можно получить новые навыки и даже задуматься о смене профессии.
7. Можно в кои-то веки порадоваться, если ты учитель, что работаешь в государственной организации, откуда тебя не так-то просто уволить, и где продолжают платить зарплату даже во время карантина.
8. Наконец, можно просто подольше побыть со своими детьми - это ли не счастье? Ну, почему сразу издеваюсь, я серьёзно...
Сегодня стартуют экзамены в школах – сначала месяц нервотрепки с ЕГЭ, потом суета со вступительными экзаменами в вузы. Как вести себя правильным родителям в период подготовки детей к экзаменам?
Значительная часть демонстративных попыток суицида у подростков повторяется: уже известная «разрядка» и знакомый выход из трудной ситуации. С настоящими, если умереть не удалось, дело обстоит сложнее. Почему хочется привлечь родителей по статье «Доведение до суицида», рассказывает психолог Катерина Мурашова.
В России уровень детских самоубийств в три раза выше, чем в мире. «Почему наши дети кончают с собой, и как не допустить суицида?» - эту тему вынес на обсуждение Андрей Макаров в своей телепрограмме «Свобода и справедливость». Как оказалось, удержать детей от самоубийства можно тем же способом, что и взрослых.