«С будущим связан не ЕГЭ, а само состояние образовательной системы»
Добавлено: 31 мая 2016
Выпускникам в Новокузнецке не хватило бланков во время сдачи ЕГЭ. Из-за этого школьникам пришлось подавать апелляцию и идти на пересдачу. Подобная ситуация уже была в Москве и Красноярске. Массовое нарушение процедуры проведения экзамена вызвало возмущение общественности. В изменениях нуждается не только сам госэкзамен, но и вся система российского образования, считает журналист Дмитрий Губин.
Из событий последних дней для школьных выпускников и их родителей главным является единый госэкзамен. Новость о любой технической погрешности, типа нехватки бланков, воспринимается как новость о нехватке баллов. Страсти кипят, потому что результат ЕГЭ кажется самым непосредственным образом связанным с будущим.
Между тем с будущим связан не ЕГЭ, который худо-бедно, но оценивает соответствие ученика образовательной системе, а само состояние этой системы. Она так жестко повязана образовательными стандартами, что совершенно непонятно, как из нее может выйти человек завтрашнего дня, в котором стандарты явно будут иными.
Возьму пример, близкий мне — литература. Нынешних школьников учат разбираться в конфликте отцов и детей ХIХ века и понимать литературные приемы Тургенева, в то время как в ХХI веке литература потеряла вообще все влияние и на отцов, и на детей. Литература как вид искусства недурно обслуживала индустриальную эпоху, но в постиндустриальную знание Толстого и Тургенева значит не больше, чем знание Пелевина и Прилепина. Литература из национального хребта превратилась в частную опцию. А если вы с этим не согласны, то подсчитайте, сколько книг из разряда fiction вы читаете в год и, самое главное, какая из них производила на вас впечатление, сопоставимое с влиянием Толстого на современников.
Возможно, литературу теперь следует отнести к курсу истории, и убрать из ее изучения всю дикость школьного литературоведения, связанную с «образом Базарова» или «образом Онегина» — все равно в университете это потребуют забыть, а не поступившие забудут и так. Возможно, следует преподавать вместо литературы non-fiction. А возможно, следует литературу заменить словесностью, потому что даже начитанный русский человек не знает ни логики, ни риторики и совершенно не умеет отстаивать свою точку зрения в дискуссии.
Я не знаю, какие формы должна принимать школа будущего, потому что ответ на это ищут в школах экспериментальных, которые в России невозможны из-за школьных стандартов. И это меня пугает больше, чем вопросники ЕГЭ. Противоречие между новаторством и стандартом не только наша проблема. Но когда с ней столкнулись, например, в Армении, там изменили закон: и новаторы, типа школы «Айб», где школьники скатываются с верхних этажей на нижние по трубам, получили законное право на эксперимент.
В этом смысле России следовало бы учиться и учиться.
В Индии в свободную продажу поступил учебник по гигиене и здоровью, где мясоеды представлены в неприглядном виде. По версии его авторов, они лгуны, драчуны, насильники и воры
Российская система среднего образования уничтожает способность креативно мыслить и работать в команде. Такой вывод содержит доклад Всемирного банка. Третьеклассники из России демонстрируют лучшие результаты в мире, но в момент выпуска их результаты намного хуже, чем у ровесников из развитых стран, сообщает ИА «Финмаркет».
Пора возрождать в школах зубрежку и дисциплину - последние исследования в области психологии и педагогики показывают, что старомодные методы обучения положительно влияют на качество образования и успехи детей. Публицист Джоанн Липман рассказывает о своем строгом учителе и об успехах его учеников, которых он называл «идиотами».