Пища для ума: Как тренировать память в зрелом возрасте
Добавлено: 15 марта 2021
Возраст для памяти – не приговор, подтвердили на днях австралийские ученые. Остроту мышления можно сохранять и в 90 лет, если регулярно получать «пищу для ума» - новые знания, умения и навыки, заставляющие мозг работать и развиваться.
текст: Алевтина Иванова
Учиться никогда не поздно, но делать это в зрелом возрасте просто обязательно, убедились ученые из Университета Ньюкастла (Австралия). Чтобы выяснить, можно ли в пожилом возрасте не только сохранить остроту памяти, но и развить мышление, они провели эксперимент с участием 30 добровольцев в возрасте от 50 до 90 лет. Все эти люди вели преимущественно сидячий образ жизни, и им были чужды такие увлечения, как рисование и разгадывание кроссвордов с головоломками.
Сначала всех подопытных протестировали на память, скорость мышления и сообразительность, а затем поделили на три группы. Одним предстояло в течение восьми недель полчаса в день ходить быстрым шагом, другим - складывать паззлы и решать головоломки, а третьим – рисовать обнаженного натурщика, сообщает Би-би-си.
После завершения эксперимента всех участников снова протестировали. Результаты их оказались заметно выше, чем были «на входе». Самые же высокие показатели продемонстрировали начинающие художники. К слову, некоторые из них так полюбили рисовать, что приобрели необходимые принадлежности и продолжили занятия рисованием.
Значит ли это, что рисование тренирует память наиболее эффективно? По мнению ученых, освоение рисунка с натуры явилось для «художников» новой задачей, раньше ни у кого из них такого опыта не было. Собственно, новизна и стала ключевым пунктом, определившим их достижения. Когда люди чему-то учатся, приобретают новые умения, у них в мозгу возникают новые нейронные связи.
Эти связи отвечают за получение, обработку и хранение информации, но с годами или по причине недостаточного использования они слабеют. Как следствие, люди становятся рассеянными и забывчивыми, им сложнее запоминать свежую информацию. Поэтому обучение новому, то есть получение и обработка новой информации, оказывается более эффективным для сохранения памяти и функций мозга, чем тренировка уже существующих навыков.
Новые знания для старого мозга
Ученые давно обратили внимание, что у некоторых людей даже в весьма пожилом возрасте голова работает как часы. Изучая возрастные изменения мозга, они получили результаты, весьма обнадеживающие людей среднего возраста и старше. Оказывается, мозг продолжает развиваться и после сорока лет, хотя как раз в этом возрасте люди начинают жаловаться на память. Одновременно исследователи опровергли и ряд заблуждений, существующих на этот счет. Например, что после сорока лет 40% клеток мозга умирает. На самом деле содержимое нашей головы не пропадает бесследно, а «резервируется» в нервных клетках.
Это наглядно проявляется в ситуации, которая не понаслышке знакома многим: хочешь что-то сказать, но слово – название или имя - вылетело из головы, на языке вертится, а вспомнить не можешь. Исследовав это явление, американский психолог доктор Дебора Барк пришла к выводу, что причина кроется в ослаблении нейронных связей, и поэтому с годами нам все сложнее припоминать и тем более запоминать что-то новое. Однако когда люди слышат похожее сочетание звуков, то сразу вспоминают забытое слово. Условно говоря, слова «овес» будет достаточно, чтобы в памяти всплыла фамилия Овсов. Подобные ассоциации возникают в нашей голове автоматически, и мы даже не обращаем на них внимание.
Есть и другие позитивные новости для тех «кому за 40». Взрослый мозг приобретает способность проникать в суть проблемы, ухватывать главную идею и быстро усваивать главный принцип. Если поддерживать его в хорошей форме, то он довольно быстро достраивает связи между частями любой жизненной головоломки. Это помогает его владельцу лучше и быстрее молодых понять суть происходящего и быстрее на него реагировать.
Весь вопрос в том, чтобы найти способ поддерживать нейронные связи в мозгу, укреплять их и увеличивать количество.
Мозг человека пластичен и с годами приобретает все большую сложность и способность к более глубокому осмыслению проблемы. По мнению экспертов, в зрелом возрасте люди, возможно, уже не столь быстры в изучении чего-то нового, зато усваивают его на более высоком уровне.
Существует эффективный способ заставить работать нейронные связи взрослого мозга, говорят специалисты. Нужно предположить, что всё, что они учили в молодости – неверно. С мозгом, уже полным хорошо работающих связей, взрослым ученикам достаточно «немного встряхнуть синапсы (область контакта нервных клеток между собой - прим. Ред.)», то есть столкнуть между собой новые представления и те, что уже есть в вашей голове рассказала доктор Кетлин Тэйлор из калифорнийского Колледжа Св. Марии в одном интервью, размещенном на сайте учебного заведения. Между прочим, самой ученой даме, известному специалисту в области эффективного обучения взрослых, уже под 70.
При обучении взрослых основной задачей должно стать вовсе не изучение новых фактов. Дальнейшее развитие мозга требует от них совершенно другого, а именно «возвыситься над людьми и идеями», уточняет доктор Тэйлор. К примеру, на уроке истории можно изучить различные точки зрения, и на основе этого проанализировать свое отношение к прочитанному – каким образом то, что мы узнали, изменило наш взгляд на мир?
«Информация – это важно», - уверена доктор Тэйлор. «Нам нужно знать предмет. Но нам также нужно уметь выходить за пределы своего знания и менять своё ощущение мира. Если все время мы будем бродить вокруг известных фактов, перечитывать любимые книги, то наш мозг прекратит развиваться».
Подобная гибкость – это как раз то, что, по мнению ученых, лучше всего держит мозг в тонусе: нужно выйти за пределы зоны комфорта, чтобы мозг мог работать «на оборотах» и получать подпитку для своего развития. И здесь всё сгодится – от изучения языка до прокладки нового маршрута на работу.
«Будучи взрослыми, мы имеем в голове как бы проторенную дорожку мыслей, - говорит доктор Тэйлор. - Нужно сломать скорлупу яйца и выбраться наружу. Если таким образом мы что-нибудь выучим, то потом будем понимать это немного глубже. И это поможет нашему мозгу развиваться».
На смену «людям книги» пришли люди экрана, логическое мышление сменило мышление клиповое. У него есть свои «плюсы» и свои «минусы». Почему меняется мышление в эпоху высоких технологий, и к каким последствиям это ведет? – об этом рассказывает профессор, доктор психологических наук Рада Грановская из ФГБУ «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова МЧС России».