В вашем браузере не включен Javascript
Напишите нам
Последнее обновление
сегодня, 00:48
Мы в соцсетях
  • ВКонтакте
  • Facebook
  • Twitter
Метки статей
пирамида питания налог газировка социальная политика алкоголизм алкоголь аллергия анонс БАД без наркотиков безопасность белки вегетарианская диета вегетарианство вино витамины вкус вода водка возраст вредная еда ВТО выставка гипертония ГМО голод грибы депрессия дети детское питание диабет диета диетология добавки долголетие досуг еда жажда жара жидкость жирные кислоты жиры закон здоровое питание здоровый образ жизни здоровье импорт исследование калории калорийность качество качество питания кино колбаса консерванты кофе красители кризис кулинария культура курение кухня лишний вес маркировка масло масса тела мифы молоко мясо напитки наука новый год нравы обезвоживание образ жизни общепит общество общество потребления овощи ожирение окружающая среда омега-3 органик отравление отходы переедание питание пищевые добавки пищевые привычки полезная еда политика пост потребление похудение права потребителей правильное питание природа продовольствие продолжительность жизни продукты продукты питания просвещение пряности психология рак расход калорий рейтинг реклама религия рецепты Роспотребнадзор рыба сахар сердце скандал соль сосуды специи спорт старение статистика сыр технологии тренажер фальсификат фаст-фуд фитнес форум фрукты холестерин цены чай шоколад экология экономика экопродукты эксперимент эмбарго
 
Обсуждаемые статьи
 
Популярные статьи
53798 показов
Подписка
 
 

Доноры - детям

Фонд помощи хосписам

Волонтеры в помощь детям сиротам. Отказники.ру

Пост: семь фактов про семь недель

Добавлено:
При слове «пост» на ум сразу же приходит или православный Великий пост, или мусульманский месяц Рамазан. Также с постом ассоциируются пищевые запреты и ограничения, соблюдаемые из-за тяги к духовному совершенствованию или по соображениям моды. Часто ли мы задумываемся, что такое пост, и знаем ли, сколько исторических событий, духовных подвигов несут на себе его влияние?
текст: Марк Минский
В дохристианские времена пост являлся одним из обязательных условий таких обрядов, как погребение и инициация (посвящение юношей и девушек в статус взрослых мужчин и женщин), символизируя очищение участвующих. С появлением христианства, а затем и мусульманства пост как часть религиозной жизни приобрел более глубокий смысл – покаяния и духовного обновления человека. 
Посты различаются между собой и в рамках одной религии. Они могут быть строго обязательными, например в исламе пост Саум – один из пяти столпов веры; или, напротив, добровольными, являющимися личным делом верующего. Такие посты присущи большинству протестантских течений. Еще посты отличаются по длительности и форме. Так, в христианстве есть посты как многодневные, так и однодневные (в православии, например, это среда и пятница). В исламе предполагается полный отказ от пищи, питья и удовольствий, но лишь в светлое время суток: пост Саум заключается в полном воздержании от всего, что отвлекает от благочестия – от приема пищи, воды и любых напитков, курения табака, купания, вдыхания благовоний, развлечений, половых сношений и т.п. Саум длится до того момента, пока «белую нить можно отличить от черной» – подразумевается время, когда на горизонте еще можно различить светлую полоску, то есть за некоторое время до восхода солнца. С наступлением темноты запреты снимаются, но рекомендуется не предаваться излишествам, в том числе чревоугодию. 
В христианстве первые упоминания о посте относятся ко II веку; самым древним является предпасхальный, или Великий пост. Позже, в конце II – начале III века, появился Рождественский пост. А вот Успенский пост появился (в православии) только в XI-XII веке. Есть разные версии, почему он оформился столь поздно. Согласно одной из них, первоначально существовал один пост – Святых апостолов, длившийся более двух месяцев. Но, как говорится в книге «О трех Четыредесятницах», человек был слишком немощен, чтобы выдержать его полностью, поэтому из него был исключен месяц июль. В результате получилось два поста – Святых апостолов (с 7 июня по 12 июля) и Успенский (с 14 по 27 августа). По другой версии, восходящей к патриарху Николаю Грамматику, Успенский пост существовал и ранее, но был перенесен, чтобы не совпадать с языческими постами, выпадающими на то же самое время. 
Предписания поста уберегли Псков от скорого на расправу Ивана Грозного, приехавшего туда в 1570 году, чтобы отобрать у его жителей последние вольности. Царь въехал в опальный город, цитирует летописца историк Николай Карамзин, «яко лев рыкая»; навстречу ему вышел юродивый Никола с куском мяса. Был февраль – время Великого поста.
– Покушай, Иванушко, покушай, – угощал юродивый царя.
– Я христианин и не ем мяса в пост, – ответил ему Иван Васильевич.
– А что же ты пьешь кровь человеческую в пост? – спросил его блаженный.
Грозный запретил убийства и не тронул город.
После Смутного Времени (1604–1613 гг.), когда Феодорит, архиепископ рязанский, во главе посольства Земского собора просил юного Михаила Романова принять престол в трудную для России пору, будущий царь согласился не сразу: для 16-летнего юноши это было слишком тяжелое и ответственное решение. На дворе стоял февраль, Михаил принял обет строгого поста: питаясь невареной и без растительного масла пищей, он все время проводил в молитвах. И только после окончания обета он дал свое согласие. Через несколько месяцев Михаил венчался на царство, дав начало династии Романовых и, в конце концов, положив конец Смутному времени. 
В исключительных случаях, когда речь шла о защите отечества, церковь могла отменить или ослабить пост. Так, во время Семилетней войны (1756–1763) прусский король Фридрих II одну из военных кампаний планировал с учетом того, что в период поста русская армия, физически ослабнув без мяса, не сможет сражаться в полную силу. Русскому командованию расчеты пруссаков стали известны. Втайне от всех было послано письмо в Священный Синод с просьбой разрешить солдатам не поститься. Специальным разрешением пост был отменен, а прусская армия была наголову разбита!
В дореволюционной России на время поста приостанавливалось даже судопроизводство. Мотив понятен: суд, как правило, предполагает наказание, а во время поста предполагается смирение духа, отказ от всяческой злобы и ненависти. Вообще к соблюдению постов относились тогда очень строго: это было делом не только каждого верующего, но и всего государства. В течение семи недель Великого поста по всей России запрещалась не только торговля мясом, но и зрелища и увеселения, закрывались театры, бани. В это время огромный размах приобретали благотворительность и проявление милосердия. В первую и последнюю неделю Великого поста школьники освобождались от занятий, но обязательно должны были посещать церковные службы, готовясь к причастию. Читать – взрослым и детям – разрешалось только духовную литературу.
фото: www.truthortradition.com
Версия для печати

Комментарии: