При слове «пост» на ум сразу же приходит или православный Великий пост, или мусульманский месяц Рамазан. Также с постом ассоциируются пищевые запреты и ограничения, соблюдаемые из-за тяги к духовному совершенствованию или по соображениям моды. Часто ли мы задумываемся, что такое пост, и знаем ли, сколько исторических событий, духовных подвигов несут на себе его влияние?
текст: Марк Минский
В дохристианские времена пост являлся одним из обязательных условий таких обрядов, как погребение и инициация (посвящение юношей и девушек в статус взрослых мужчин и женщин), символизируя очищение участвующих. С появлением христианства, а затем и мусульманства пост как часть религиозной жизни приобрел более глубокий смысл – покаяния и духовного обновления человека.
Посты различаются между собой и в рамках одной религии. Они могут быть строго обязательными, например в исламе пост Саум – один из пяти столпов веры; или, напротив, добровольными, являющимися личным делом верующего. Такие посты присущи большинству протестантских течений. Еще посты отличаются по длительности и форме. Так, в христианстве есть посты как многодневные, так и однодневные (в православии, например, это среда и пятница). В исламе предполагается полный отказ от пищи, питья и удовольствий, но лишь в светлое время суток: пост Саум заключается в полном воздержании от всего, что отвлекает от благочестия – от приема пищи, воды и любых напитков, курения табака, купания, вдыхания благовоний, развлечений, половых сношений и т.п. Саум длится до того момента, пока «белую нить можно отличить от черной» – подразумевается время, когда на горизонте еще можно различить светлую полоску, то есть за некоторое время до восхода солнца. С наступлением темноты запреты снимаются, но рекомендуется не предаваться излишествам, в том числе чревоугодию.
В христианстве первые упоминания о посте относятся ко II веку; самым древним является предпасхальный, или Великий пост. Позже, в конце II – начале III века, появился Рождественский пост. А вот Успенский пост появился (в православии) только в XI-XII веке. Есть разные версии, почему он оформился столь поздно. Согласно одной из них, первоначально существовал один пост – Святых апостолов, длившийся более двух месяцев. Но, как говорится в книге «О трех Четыредесятницах», человек был слишком немощен, чтобы выдержать его полностью, поэтому из него был исключен месяц июль. В результате получилось два поста – Святых апостолов (с 7 июня по 12 июля) и Успенский (с 14 по 27 августа). По другой версии, восходящей к патриарху Николаю Грамматику, Успенский пост существовал и ранее, но был перенесен, чтобы не совпадать с языческими постами, выпадающими на то же самое время.
Предписания поста уберегли Псков от скорого на расправу Ивана Грозного, приехавшего туда в 1570 году, чтобы отобрать у его жителей последние вольности. Царь въехал в опальный город, цитирует летописца историк Николай Карамзин, «яко лев рыкая»; навстречу ему вышел юродивый Никола с куском мяса. Был февраль – время Великого поста.
– Я христианин и не ем мяса в пост, – ответил ему Иван Васильевич.
– А что же ты пьешь кровь человеческую в пост? – спросил его блаженный.
Грозный запретил убийства и не тронул город.
После Смутного Времени (1604–1613 гг.), когда Феодорит, архиепископ рязанский, во главе посольства Земского собора просил юного Михаила Романова принять престол в трудную для России пору, будущий царь согласился не сразу: для 16-летнего юноши это было слишком тяжелое и ответственное решение. На дворе стоял февраль, Михаил принял обет строгого поста: питаясь невареной и без растительного масла пищей, он все время проводил в молитвах. И только после окончания обета он дал свое согласие. Через несколько месяцев Михаил венчался на царство, дав начало династии Романовых и, в конце концов, положив конец Смутному времени.
В исключительных случаях, когда речь шла о защите отечества, церковь могла отменить или ослабить пост. Так, во время Семилетней войны (1756–1763) прусский король Фридрих II одну из военных кампаний планировал с учетом того, что в период поста русская армия, физически ослабнув без мяса, не сможет сражаться в полную силу. Русскому командованию расчеты пруссаков стали известны. Втайне от всех было послано письмо в Священный Синод с просьбой разрешить солдатам не поститься. Специальным разрешением пост был отменен, а прусская армия была наголову разбита!
В дореволюционной России на время поста приостанавливалось даже судопроизводство. Мотив понятен: суд, как правило, предполагает наказание, а во время поста предполагается смирение духа, отказ от всяческой злобы и ненависти. Вообще к соблюдению постов относились тогда очень строго: это было делом не только каждого верующего, но и всего государства. В течение семи недель Великого поста по всей России запрещалась не только торговля мясом, но и зрелища и увеселения, закрывались театры, бани. В это время огромный размах приобретали благотворительность и проявление милосердия. В первую и последнюю неделю Великого поста школьники освобождались от занятий, но обязательно должны были посещать церковные службы, готовясь к причастию. Читать – взрослым и детям – разрешалось только духовную литературу.
Сочельник, пусть и по старому стилю, - самое время поговорить про удивительный мир волшебства и тайн рождественских традиций. Тем более что рассказывать о них будет в праздничной рождественской лекции писатель и историк моды Александр Васильев.
В 140-миллионной России живет около семи тысяч человек в возрасте 100 лет и старше. В Японии столетних стариков в семь раз больше. А ведь еще 50 лет назад продолжительность жизни у японцев была одной из самых невысоких в мире. Почему они живут так долго?
Что легче – бросить курить или отказаться от привычки перекусывать бутербродом с колбасой? В помощь курильщикам изобретены антиникотиновая жвачка, таблетки, пластыри. Против бутербродов и тому подобных вредных пищевых привычек эффективных методик не существует, только просвещение и личный пример родителей, говорит руководитель лаборатории эпидемиологии питания Научного центра здоровья детей РАН д.м.н. Жанетта Горелова.