В вашем браузере не включен Javascript
Напишите нам
Последнее обновление
сегодня, 03:42
Мы в соцсетях
  • ВКонтакте
  • Facebook
  • Twitter
Метки статей
пирамида питания налог газировка социальная политика алкоголизм алкоголь аллергия анонс БАД без наркотиков безопасность белки вегетарианская диета вегетарианство вино витамины вкус вода водка возраст вредная еда ВТО выставка гипертония ГМО голод грибы депрессия дети детское питание диабет диета диетология добавки долголетие досуг еда жажда жара жидкость жирные кислоты жиры закон здоровое питание здоровый образ жизни здоровье импорт исследование калорийность качество качество питания кино колбаса консерванты кофе красители кризис кулинария культура курение кухня лишний вес маркировка масло масса тела мифы молоко мясо напитки наука новый год обезвоживание образ жизни общепит общество общество потребления овощи ожирение окружающая среда омега-3 органик отравление отходы переедание питание пищевые добавки пищевые привычки полезная еда политика пост потребление похудение права потребителей правильное питание природа продовольствие продукты продукты питания просвещение пряности психология рак расход калорий рейтинг реклама религия рецепты Роспотребнадзор рыба сахар сердце скандал соль сосуды специи спорт старение статистика сыр технологии тренажер фальсификат фаст-фуд фитнес форум фрукты холестерин цены чай шоколад экология экономика экопродукты эксперимент эмбарго
 
Обсуждаемые статьи
 
Популярные статьи
Подписка
 
 

Доноры - детям

Лечение в Израиле

Волонтеры в помощь детям сиротам. Отказники.ру

Шашлычный беспредел. Почему в России так любят шашлык

Добавлено:

Длинные праздники — как дешевая водка: нехитрый социальный амортизатор, часть нашего убогого общественного договора. И вроде бы всем в нем удобно, но только немного мутит от похмелья, считает профессор Высшей школы экономики Сергей Медведев. 

Легендарная миниатюра Аркадия Райкина «В Греческом зале» начиналась словами «Дали два выходных…». После этого великий актер делал паузу и многозначительно улыбался. В ответ публика начинала смеяться, ибо каждому было понятно: русский человек такие каникулы может употребить только с одной целью. Что и демонстрировал лирический герой миниатюры, расположившись с бутылкой и селедкой под статуей Аполлона.
Ныне дали не два, а целых семь выходных, с небольшим перерывом, который вряд ли кто заметит. Так что выходит аж одиннадцать веселых дней, почти как в Новый год. И понятно, что ритуалы русской праздности будут столь же массовы и разрушительны, как в январе. На сей раз поле битвы перенесется из квартир на природу, а главным номером программы будет шашлык.
Наряду с новогодним оливье, масленичными блинами и пасхальным куличом первомайский шашлык относится к числу важнейших обрядов русского годового цикла. Для приготовления требуются: мясо, маринад, мужчина, водка, несколько автомобилей, бензин и природа. К важным элементам ритуала относятся: закупка компонентов, маринование мяса в эмалированной кастрюле, опоздание участников к сбору, стояние в дачных пробках, заезд в глубь леса или на берег реки (непременно под кирпич), разведение костра из всего, что удастся срубить и сломать, музыка на полную громкость, вереница тостов, купание в ледяной воде, обгорание на солнце, возвращение по пробкам, ностальгическое воспоминание о празднике. Поедание остывшего и пересохшего, как водится, мяса тут не столь важно: как и в другом русском таинстве, рыбалке, в шашлыке главное не результат, а процесс.
В нашей любви к шашлыку проступают азиатские черты России: с чего бы у нас прижилась пища степных кочевников, которые рубили мясо на куски, чтобы быстрее его прожарить из-за нехватки топлива (лесные народы типа германцев, да и сами славяне зажаривали туши целиком). В нем воплощены традиции русского мачизма: шашлык — территория сильного пола, женщинам позволено лишь подносить тарелки и резать лук. В шашлыке отразился советский культ мяса как символа статуса в условиях тотального дефицита, стратегического ресурса, доступ к которому имеют лишь избранные. Именно поэтому мясо берется на рынке у «своего» мясника по баснословным ценам. Или наоборот — закупается в супермаркетах в промышленных количествах, ведерками: пусть недорого, но много. Можем себе позволить!
Есть тут и традиционная русская тяга к общему делу: шашлык — мероприятие сугубо коллективное, его готовят всем миром: одни покупают мясо, другие — зелень, третьи — водку, четвертый знает уникальный рецепт маринада, пятый — нетронутый уголок русской природы, на котором по приезде уже оказывается десяток других компаний. Ну и наконец, первомайский шашлык, подобно апрельским палам травы, напоминает о первобытных мистериях весны, которые гонят людей на природу и заставляют приносить в жертву все подряд: мясо и водку, кусты и деревья, леса и парки, самих себя наконец — переполненные электрички и шоссе возвращают в город тяжелые, пьяные, красные тела.
Наши праздники бессмысленны и беспощадны, причем чем больше выходных, тем сильнее ущерб. Но похоже, в этих разгульных марафонах есть высший державный смысл: направить народную стихию в бесконечные новогодние застолья, в майский шашлычный беспредел. Длинные праздники — как дешевая водка: нехитрый социальный демпфер, часть нашего убогого общественного договора. И вроде бы всем в нем удобно, но только немного мутит от похмелья.
Источник: "Ведомости"
фото: hse.ru
Версия для печати

Метки статьи: культура, общество

Комментарии:

    Читайте также:

    Премьер-министр Владимир Путин лично ответил на жесткую критику блоггера, который в нецензурной форме охарактеризовал работу правительства по тушению пожаров в Центральной России. Путин назвал блоггера «молодцом».

    Согласно статистике Минздравсоцразвития, в июле из-за аномальной жары смертность в России выросла на 8,6%, а в Москве на 50,7%. В абсолютных цифрах – это 40-50 тысяч смертей, подсчитал экономист Игорь Николаев. Можно ли было избежать столь огромного числа смертей?

    Антиалкогольную компанию снизу проводит в Ростове-на-Дону неизвестная молодежная группировка. С криками «Русский не бухает» ее участники нападают на людей, распивающих алкоголь на улице, и избивают их. Одновременно стены и заборы города украсили многочисленные надписи «Русские не пьют» и «Русский, хватит бухать!».