В ближайшие два года в ЕС на всех продуктах появится маркировка: полезные продукты пометят зеленым цветом, а содержащие избыток жиров, соли и сахара – красным. В России введению цветовой маркировки противятся производители мясородуктов и газировки.
До конца 2022 года на всех европейских продуктах появятся цветовые обозначения. Полезные продукты будут помечены зеленым цветом, а содержащие избыток жиров, соли и сахара – красным. Новая маркировка призвана бороться с эпидемией ожирения, ростом смертности от сердечно-сосудистых и других хронических заболеваний.
Европейцам осталось выбрать единую систему рейтинга, которая распространится на все 27 стран Европейского содружества. На данный момент среди выдвинутых альтернатив лидирует французская Нутри-Скор (Nutri-Score.)
Эта маркировка уже внедрена во Франции и в Германии, пока на добровольной основе, Её поддерживает ряд известных пищевых брендов, в том числе Danone и Nestle. К введению Нутри-Скора на своей территории готовятся Бельгия, Нидерланды, Люксембург и Испания. О поддержке системы объявил влиятельный региональный игрок: Европейская организация потребителей, объединяющая 44 национальные потребительские ассоциации из 32 стран.
Ученые тоже поддерживают введение новой маркировки. «Появление Нутри-Скора на упаковке продуктов принесет пользу и потребителям, и здравоохранению. Она значительно облегчит процесс выбора полезных продуктов, поможет сравнить их питательную ценность» - говорит Пилар Галан, старший сотрудник исследовательской лаборатории эпидемиологии питания Сорбоннского университета.
В системе Nutri-Score продукты получают от -15 (самые полезные) до +50 баллов рейтинга, и им присваивается цвет: от темно-зеленого (А) до ярко-красного (F). С её помощью потребитель получает возможность оценить сравнительную полезность продуктов, входящих в одну пищевую группу: одинаковых продуктов, продающихся под разными брендами, или продуктов с похожими свойствами, которые могут заменить друг друга.
Возможность сравнивать продукты в пределах одной пищевой группы – главная особенность цветовой маркировки, и главный предмет разногласий со стороны противников введения этой системы.
Жаркие дебаты о выборе маркировки скоро подойдут к концу. Решение должно быть принято в ближайшие месяцы, чтобы успеть в срок подготовиться к ее внедрению. Каким бы ни был выбор Европы, никто не оспаривает очевидного факта: цветовая маркировка на продуктах нужна, и она работает.
В России с июня 2018 года Роспотребнадзор запустил проект добровольной цветовой маркировки продуктов, а с конца года 2019 года с ее помощью должно было начаться системное информирование потребителей о полезных и вредных пищевых продуктов. Как утверждал Роспотребнадзор, более 60% смертей в России вызваны неправильным питанием. Тем не менее, маркировки на пищевых продуктах нет до сих пор. «Почему?» - поинтересовался «Здравком» у доктора медицинских наук, профессора МГУ им. Ломоносова Олега Медведева.
– У нас, к сожалению, переговоры о внедрении цветовой маркировки зашли в тупик несколько лет назад. Маркировка «Светофор», разработанная «ФИЦ питания и биотехнологии», поначалу получила поддержку Роспотребнадзора. Она должна была стать обязательной: готовился к принятию ГОСТ о цветовой маркировке определенных видов продукции.
Но против «Светофора» выступило влиятельное объединение производителей мясных продуктов и безалкогольных напитков. По их словам цветовая маркировка введет покупателей в заблуждение, усложнит выбор и приведет к удорожанию продуктов питания.
В результате введение цветовой маркировки осталось добровольным и мало применяется в нашей стране. На этом инициативы по улучшению или изменению маркировки продуктов питания пока остановились.
В настоящее время обязательная маркировка в России не решает главную задачу – не позволяет выбрать самый здоровый продукт внутри каждой группу продуктов. Сейчас можно узнать общую калорийность на 100 г продукта и количество белков, жиров и углеводов – это может быть интересно только тем, кто считает калории и составляет свои рационы на основе БЖУ показателей (соотношение белков, жиров и углеводов). Таких людей очень мало. Да этого и не требуется.
Важно, чтобы каждый покупатель мог выбрать печенье со сбалансированными жирами и без трансжиров, с минимальным количеством сахара или его здоровой альтернативой и здоровой мукой. Конечно, каждая категория продуктов требует отдельного подхода, но если брать оптимальный набор, то хорошо, чтобы на маркировке было отражено количество насыщенных и трансжиров, сахара, соли и пищевых волокон. Тогда можно будет составить мнение о продукте и действительно выбрать здоровый, а не гадать на кофейной гуще о его влиянии на здоровье, как сейчас.
В России предлагают ввести налог на вредную еду. С такой инициативой выступил Национальный союз прав потребителей. Пока речь идет о продуктах, при изготовлении которых используются антибиотики. Однако налогом могут обложить чипсы, фаст-фуд, газированные напитки, ведущие к ожирению.
Чтобы 1 января не было мучительно больно, диетологи рекомендуют за новогодним столом налегать на полезные продукты, а потребление не очень полезных - ограничивать. Всего лишь пять простых продуктов помогут встретить утро нового года легко и радостно, сообщает u-f.ru.
Специалисты по питанию исследовали куриные наггетсы, чтобы узнать, что на самом деле входит в их состав. Как оказалось, мясо курицы составляет в этом блюде только половину.