В вашем браузере не включен Javascript
Напишите нам
Последнее обновление
вчера, 21:16
Мы в соцсетях
  • ВКонтакте
  • Twitter
Метки статей
наркотики долголетие гены алкоголь дети любовь смертность здоровье лишний вес секс мусор вредные привычки зависимость активность здоровый образ жизни здравоохранение медицина спорт питание фаст-фуд депрессия стресс экология психология вегетарианство досуг велосипед похудение профилактика рак общество ожирение старение экономика исследование ВИЧ/СПИД мужчины семья эпидемия память активный образ жизни биоритмы демография рождаемость наука старость праздник донорство отходы аллергия генетика молодежь воспитание эксперимент закон педофилия телевидение безопасность технология еда ориентация права человека счастье реклама зрение простуда возраст гендер родители психика продолжительность жизни культура мышление диагностика лженаука оздоровление ценности образ жизни ответственность технологии здоровое питание традиции образование мифы эмоции политика новый год правильное питание смерть беременность женщина детство совы и жаворонки боль анонс Рождество ЧП инвалидность аборты личность мозг роды усыновление пенсия сироты история добро насилие история успеха благотворительность личная эффективность зло нравы социальная политика кино сила красота психиатрия саморазвитие ложь аутизм подростки детское питание позвоночник спина личный опыт зубы религия школа пенсионная реформа пищевые привычки общение солидарность обучение личная история кризис животные семейные ценности просвещение интеллект поведение женщины коронавирус
 
Обсуждаемые статьи
 
Популярные статьи

Доноры - детям

Фонд помощи хосписам

Волонтеры в помощь детям сиротам. Отказники.ру

«Мы о детях ничего не знаем» Академик Артур Реан — о проблеме насилия в школе

Добавлено:
 На прошлой неделе московская школьница попала в больницу с ножевым ранением в живот. Неделей раньше в Кирове отец ученика избил учительницу. До этого была затравленная одноклассниками девочка, еще раньше — издевательства старшеклассника над младшеклассником, снятое на телефон… Агрессия прописалась в школе? Можно ли ее остановить, выяснял Александр Трушин.
Буллинг в школе, родительская агрессия по отношению и к детям, и к педагогам — одна из самых тревожных характеристик сегодняшнего дня. Чем больше об этом сообщений, тем привычней они. Самое поразительное, что и школы, и само Министерство просвещения, провозгласившее среди своих главных задач воспитание, молчат. Есть ли решение этой проблемы? С этим вопросом мы обратились к Артуру Реану, руководителю лаборатории профилактики асоциального поведения НИУ ВШЭ, академику РАО, одному из авторов исследования «Семейные предпосылки вовлеченности ребенка в школьную травлю: влияние психологических и социальных характеристик семьи».
— Каждая неделя приносит душераздирающие новости — то травля в школе, то родители нападают на учителей. И никакой реакции со стороны школы…
— Это объяснимо. Воспользуюсь медицинским термином: у нас нет протокола, то есть прописанного порядка действий в таких случаях. У врачей он предусмотрен. Если ставится диагноз, например гипертония, дальше врач должен действовать строго по протоколу: госпитализация, курс лечения и так далее. Эти действия не зависят от таланта врача, любой из них должен действовать как предписано. Но в нашей школе подобных протоколов просто нет.
Учителя не знают, как надо реагировать на случаи агрессивного поведения ребенка, не понимают, что делать, если они видят насилие.
Да, есть школы, где с таким учеником хотя бы поговорит учитель, а в основном педагоги таких случаев просто не замечают либо не придают им значения.
Мы проводили исследование, в котором задавали родителям вопрос: от кого они узнают, что их ребенок стал жертвой травли? В большинстве случаев от самого ребенка. А ведь не каждый ребенок расскажет об этом родителям. А если и расскажет, то не сразу, а лишь когда его уже совсем довели. Известно: в подростковом возрасте жаловаться не принято, считается, если рассказываешь, ты слабак, стукач. На втором месте — я возвращаюсь к исследованию — одноклассники. О том, что ребенка травят, родители узнают от учителей только в 5 процентах случаев. От психологов — в 1 проценте.
— Многие рассуждают так: подумаешь, это всегда было. Нормальное дело ведь — детские поддразнивания, толчки на перемене, кто вырос без этого?
— Я понимаю, что есть законы детского сообщества и нельзя детей превращать в стариков. Дети часто совершают поступки, которые не всегда укладываются в общепринятые нормы поведения. Но для них это способ социализации, они должны попробовать жизнь «на допустимость». «На ощупь» выясняют, что можно делать, а что вызовет отрицательную реакцию сверстников и взрослых. Безобидные шалости — это одно. Но они могут перерастать в серьезную травлю. Даже не обязательно в физическую, это может быть и вербальная форма. 
И если доходит до серьезных оскорблений, травля может воздействовать на жертву гораздо сильнее, чем физическая агрессия. Нередко детские суициды связаны именно с вербальной травлей.
Трудно давать рекомендации, когда именно надо вмешиваться взрослым,— все детские коллективы разные. Но есть одно обязательное условие: все факты детской агрессии должны отслеживаться педагогами и должна быть реакция педагогов. А вот с этим у нас в школах большая проблема.
— А если они этого не делают, то вмешиваются родители? Как в недавнем случае в городе Большой Камень, где отцы наказали хулигана, издевавшегося над детьми, окунули его головой в унитаз? Родительский самосуд — новое явление?
— Скорее экстраординарный случай. Но время от времени такое, к сожалению, происходит. И раньше тоже бывало — родители дадут обидчику подзатыльник или за уши оттаскают. Но таких эксцессов, как в городе Большой Камень, не было. Никаких оправданий родительскому насилию быть не может. А вот психологические объяснения таких случаев возможны.
— Например?
— В психологии есть понятие: действие в состоянии аффекта или в состоянии на грани аффекта. Мощные эмоции снижают рассудочный контроль человека над своими поступками. Но есть тонкость: аффективные реакции происходят «здесь и сейчас». Папа увидел, что его ребенка обижают, подбежал и наказал обидчика. Повторю: это тоже недопустимо, но этому есть не морально-нравственное, а психологическое объяснение. В городе Большой Камень было не так. Тот пятиклассник постоянно третировал других детей. Думаю, родители ждали реакции учителей, но ее не было. Папы обсудили ситуацию, собрались, пришли в школу и, как им казалось, справедливо вступились за своих детей. И если эпизоды родительского насилия оставлять без общественной реакции, так же как и буллинг, они скоро станут типичным явлением. Потому что сформируется образец родительского поведения, с которого другие будут брать пример.
— Но пока осуждения этой истории в обществе нет.
— Скорее есть одобрение. Расправу видели другие, и дети, и взрослые, и посчитали это справедливым наказанием хулигана.
Можно ли остановить агрессию и насилие в школах - подробнее по портале "Здравком"
— Отличается ли сегодняшнее школьное насилие от буллинга, ставшего, к примеру, сюжетом советского фильма «Чучело»?
— Одна из важных отличительных черт современного буллинга — появление кибербуллинга.
Насилие и издевательства часто снимают на видео и выкладывают в Сеть. Это, естественно, дополнительный фактор травматизации жертвы. И зачастую фактор даже более сильный, чем непосредственно само насилие. Правда, надо отметить, что кибербуллинг все-таки не является ведущей, то есть наиболее распространенной формой буллинга.
— Что известно о подростках, третирующих сверстников, кроме того, что они, как правило, из неблагополучных семей?
— Дети копируют поведение взрослых. Это известно и по нашим, и по зарубежным исследованиям. Кратко могу сказать: среди подростков — инициаторов буллинга (буллей) в 3 раза больше тех, кто становился жертвой или свидетелем насилия в семье, кто наблюдал, как родители издеваются над братьями и сестрами, как отец избивает мать.
По нашим исследованиям, булли (и мальчики, и девочки) имеют сложности в отношениях с отцом, а мальчики — еще и с матерью. Зарубежные ученые считают, что низкий уровень образования, доходов, культуры семьи ведут к «непоследовательному стилю воспитания», а это провоцирует недостаточное развитие социальных навыков, детскую и подростковую агрессию. С другой стороны, по нашим исследованиям, дети из наименее обеспеченных семей чаще становятся жертвами буллинга. Даже если человек не участвует, а только наблюдает агрессию и при этом нет отрицательной реакции окружающих, агрессивные действия усваиваются ребенком как допустимые.
Есть и другой механизм развития агрессивности — фрустрация, блокирование в семье или в школе актуальных, важных для подростка потребностей. Например, ребенок стремится к уважению окружающих, но на практике все время сталкивается с уничижением. Это может в подростке вызывать агрессивность.
— Если подросток третирует других детей и те ему поддаются, у него складывается впечатление что это возможный способ поведения?
— Да, это обычный процесс познания социальных отношений. Поэтому в каждом случае взрослый, учитель или родитель, должен думать, где надо спустить на тормозах, а где показать, объяснить, что так действовать нельзя. Если такой реакции нет, агрессивное поведение становится нормой. Это плохо кончается не только для жертвы, но и для агрессора.
Есть криминологические исследования, которые показывают, что нередко дети, склонные к агрессии, чаще сами становятся жертвами насилия.
Я думаю, подросткам надо об этом рассказывать: вот смотри, ты думаешь, что ты герой, ты сильнее всех, но дальше тебя ждет либо тюрьма, либо сам станешь жертвой.
— А можно как-то снижать агрессивность детей? Есть педагогические технологии, позволяющие работать с подростками-агрессорами?
— В принципе, да. Но для этого нужно постоянное профессиональное наблюдение, нужно понимать, какие у ребенка важнейшие потребности, например, потребность в уважении, признании, самореализации. Знать, что какие-то стороны задевать нельзя, что это может приводить к вспышкам агрессии. Но беда в том, что мы о детях ничего не знаем. Нам о том пятикласснике из Большого Камня ничего не известно. Говорят, он считался хулиганом. Почему? Мы ничего не знаем о его семье. Говорят, бабушка была опекуном. А где родители? Что с ними случилось? Как ребенок стал агрессором? Очень много вопросов без ответов. И так по всем случаям буллинга и насилия в школах. Мы не знаем, чем закончилась истории с криминальной агрессией в Ивантеевке, Улан-Удэ, Перми, Керчи. Ведь работали следователи, психологи, они должны были выяснить все досконально, и, конечно, они это сделали. Но нужно было потом довести это до сведения учителей. Ознакомить их с выводами следствия. Выпустить рекомендации Министерства просвещения — как предупреждать буллинг. Но ничего же этого не сделано. И мы постоянно наступаем на те же грабли.
— Как Россия выглядит по уровню буллинга в сравнении с другими странами?
— В нашей лаборатории мы недавно провели такое сравнительное исследование. Буллинг в России довольно распространен. Нельзя сказать, что мы лидеры. Есть интервал значений (по разным исследованиям), сколько детей подвергается буллингу в разных странах,— от 19 до 30 процентов. По России 28 процентов, близко к верхней планке.
В странах, где распространены программы противодействия буллингу (Великобритания, Скандинавские страны, США), показатели подростковой агрессии действительно снижаются. Важен сам факт нетерпимости к травле, ее социальная неприемлемость. Если в школьном коллективе не возбраняется издеваться и оскорблять, то агрессор может набирать популярность и навязывать свой стиль поведения остальным. А это только подхлестывает травлю. И наоборот: в тех классах, где подростки и учителя осуждают агрессию, нападок и драк становится меньше. Их не считают достойным способом решения проблем, а булли не воспринимаются как лидеры.
— Почему у нас такие высокие цифры?
— Мы в последние годы много говорим, что школьная психологическая служба у нас развита очень слабо. В результате «оптимизации» школ ставки психологов были сокращены, а там, где они есть, количество детей на одного психолога превышает все допустимые нормы. Сейчас в Министерстве просвещения принято решение об увеличении ставок школьных психологов. Но, думаю, проблема не в количестве, а в качестве. Нужно менять качество подготовки учителей и психологов. Они не учатся работать с асоциальным поведением детей, в программе их подготовки нет такого спецкурса, где учили бы предупреждать детскую агрессию.
— Значит, учителю хорошо знать свой предмет недостаточно?
— Нет, конечно. Во время исследований мы обнаружили парадокс. Оказалось, что учителя с более высокой квалификацией, а следовательно, с большим стажем работы хуже замечают акты буллинга, чем молодые учителя. Дело в том, что молодые хорошо помнят свои школьные годы и лучше понимают детей. Также мы сравнивали представления учителей о конкретных учениках с данными психологического тестирования. И здесь тот же результат: возрастные учителя менее адекватно воспринимают детей, чем молодежь. Если учительство — высокопрофессиональная деятельность, должно быть наоборот. Разумеется, при условии, что учителя учили понимать детей. А его учили в основном, как преподавать литературу, физику или математику. Его не учили понимать и развивать личность ребенка, не учили навыкам взаимодействия с детьми, организации общения детей между собой и детей со взрослыми. Поэтому возраст молодых дает им некоторое преимущество. Но через десять лет они станут старше и уже не будут понимать, что происходит с детьми.
Академик Артур Реан - о проблемах насилия в школе
Я думаю, учить этому надо не столько в педуниверситете, сколько на курсах повышения квалификации. Мы такую программу разработали, сейчас обкатываем ее в регионах. Знаю еще несколько команд, которые этим занимаются. Но надо, чтобы это было не делом энтузиастов, а частью системы переподготовки педагогов.
Пока что главный критерий работы школы — результаты ЕГЭ. Хороший ЕГЭ — хорошая школа, плохой ЕГЭ — плохая школа. Конечно, знания детей важны. Но школьный климат должен стать одним из показателей работы школы, если не важнейшим. Давайте будем реалистами: если за это с учителей не спрашивают, никто и не будет над этим работать. Ведь раньше это было. При любых академических показателях, если в поведении учащихся наблюдались отклонения, проблемы, никогда такую школу не назвали бы хорошей или элитной. Думаю, надо вернуть в систему оценки школы критерий воспитанности учеников.
Источник: «Огонек»
фото: verywellfamily.com, teens.lovetoknow.com/
нижнее фото: академик Артур Реан
Версия для печати

Метки статьи: стул, гибдд, жирные кислоты, жиры, холестерин, наркотики, долголетие, гены, Онищенко, алкоголь, нарколог, рейтинг, засуха, голод, дети, Роспотребнадзор, антисанитария, сальмонеллез, опасные продукты, вода, санитария, право на воду, жара, смог, инсульт, инфаркт, любовь, курение, овощи, никотин, смертность, ПДК, донор, пищевое отравление, здоровье, прокуратура, водка, сигареты, кислород, лишний вес, секс, игры, мусор, пластик, сердце, шоколад, вредные привычки, зависимость, активность, зарядка, фитнес, здоровый образ жизни, здравоохранение, медицина, алкоголизм, наркомания, спорт, питание, фаст-фуд, депрессия, стресс, отравление, движение, близорукость, марафон, бег, права потребителей, климат, экология, психология, время, вегетарианство, медитация, рост, досуг, велосипед, похудение, профилактика, рак, общество, работа, лекарства, травмы, орехи, общепит, ожирение, старение, уровень жизни, экономика, ДНК, исследование, ВИЧ/СПИД, мужчины, тренировки, клонирование, семья, кофеин, ВОЗ, холера, эпидемия, творчество, диоксин, память, активный образ жизни, БАД, грипп, армия, биоритмы, вакцина, пиво, йога, чай, демография, рождаемость, статистика, танцы, кариес, гипертония, напитки, сахар, радиация, болезни, наука, ОМС, старость, праздник, донорство, трансплантология, отходы, петрушка, Госдума, аллергия, пищевые добавки, антиалкогольная политика, генетика, молодежь, ООН, телевизор, инфекция, воспитание, эксперимент, закон, педофилия, телевидение, героин, рыба, потепление, человечество, медосмотр, заболевания, солярий, безопасность, продукты питания, маркировка, технология, табак, лепра, печень, лобби, кофе, опрос, молоко, сон, еда, мясо, фармацевтика, дезоморфин, ориентация, права человека, диета, налог, соль, гигиена, счастье, реклама, корь, малярия, туберкулез, жир, диабет, зрение, пьянство, запах, природа, добавки, простуда, возраст, косметика, сыр, грибы, гендер, родители, онкология, витамины, иммунитет, психика, диетология, продолжительность жизни, фальсификат, ГМО, культура, мышление, без наркотиков, диагностика, лженаука, оздоровление, ценности, загар, образ жизни, Минздрав, ответственность, антибиотики, аэробика, бактерии, микробы, фен шуй, качество, артрит, суставы, технологии, здоровое питание, традиции, бытовая химия, ДМС, общество потребления, физкультура, трезвость, вредная еда, образование, мифы, консерванты, кожа, угри, эмоции, политика, фрукты, Путин, новый год, полезная еда, правильное питание, кухня, страхование, социология, погода, смерть, излучение, беременность, псевдонаука, потенция, вегетарианская диета, женщина, игромания, детство, ВТО, давление, скандал, среда, голодание, совы и жаворонки, боль, органик, экопродукты, анонс, инновации, красители, эвтаназия, калории, калорийность, Рождество, омега-3, глобальное потепление, окружающая среда, ЧП, инвалидность, аборты, сосуды, чистота, личность, транс-жиры, бессмертие, вино, Россельхознадзор, волосы, бросить курить, мозг, роды, гибкость, усыновление, фармкомпании, пенсия, сироты, медиа, кулинария, анорексия, угрозы, история, добро, насилие, колбаса, рецепты, история успеха, стоматология, вкус, благотворительность, масса тела, тренажер, расход калорий, снижение веса, похудеть, личная эффективность, благосостояние, качество питания, синдром дауна, Олимпиада, зло, нравы, фастфуд, газировка, эксплуатация, сухой закон, неврология, пестициды, торговая война, врачи, сливочное масло, пост, социальная политика, загрязнение, воздух, кино, сила, косметология, красота, самолечение, психиатрия, саморазвитие, потребление, ложь, аутизм, антиоксиданты, молодость, подростки, пищевая пирамида, пирамида питания, детское питание, обувь, метеочувствительность, позвоночник, спина, информация, личный опыт, бокс, туризм, сиеста, переедание, зубы, продовольствие, продукты, рак груди, крионирование, религия, школа, пенсионная реформа, наркотик, пищевые привычки, общение, психосоматика, белки, паразиты, солидарность, обучение, эко, сельское хозяйство, пряности, специи, личная история, кризис, цены, миграция, форум, звезды, животные, семейные ценности, телосложение, слух, импорт, масло, ходьба, выставка, упражения, просвещение, нагрузка, танорексия, интеллект, стопа, мотивация, поведение, жажда, жидкость, обезвоживание, эмбарго, фестиваль, женщины, коронавирус, вакцинация

Комментарии:

Читайте также:

Ценители пива, готовьтесь! Заранее думайте, какое пиво из 253 сортов стоит отведать на 12-м Большом Московском международном фестивале пива в Лужниках с 3 по 11 июля.Потом думать будет поздно – без четкого плана действий далеко на Фестивале пива не уйти.

91 день – вот сколько проводит в дороге за год средний автомобилист. Можно ли привить горожанам новые привычки мобильности, как велосипед спасает мир и по силам ли простому человеку преодолеть экологический кризис на планете – ответы на эти и другие вопросы предлагает IV международный фестиваль экологического кино «Экочашка». 

Всего через два поколения 4,5 млрд жителей Земли столкнутся с нехваткой чистой воды. Уже скоро водные ресурсы планеты достигнут точки, за которой последуют необратимые изменения. Именно вода – главная тема 4-го фестиваля экологического кино «H2O», который пройдет 6-9 июня в Москве.